Сегодня: 17 декабря 2017 г. | 29 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Традиции

1 декабря, 2016 - 16:52

Месяц Кислев

Кислев — девятый из двенадцати месяцев еврейского календаря. Кислев — месяц праздника Ханука (это единственный праздник еврейского календаря, выпадающий сразу на два месяца: Ханука начинается в кислев и продолжается до начала месяца тевет).

Название месяца происходит от еврейского слова, означающего «безопасность» и «доверие». Есть две степени доверия, активная и пассивная, и обе они нашли символическое отражение в месяце кислев. События, связанные с чудом праздника Ханука, отражают активное «доверие», когда Хашмонаим (Маккавеи) подняли восстание против эллинистической Сирии и насаждаемой греками культуры. Состояние сна, которое связано с месяцем кислев, отражает пассивное доверие, демонстрирующее, что евреи полностью полагаются на Б-жественное провидение, которое охраняет народ Израиля.

19-й день месяца кислев называют Новым годом хасидизма. В этот день был освобожден из заключения, куда его поместили за распространение глубочайших тайн Торы, рабби Шнеур Залман из Ляд (Альтер Ребе), автор книги «Тания» (ученик Магида из Межерича, последователя Баал Шем Това). Подразумевается, что через духовный канал этого дня приходит в мир глубочайшая мудрость учения хасидизма и сила, которая дает способность применить ее в повседневной жизни. Главная идея учения хасидизма основана на абсолютной вере во Всемогущество Всевышнего и полном доверии Его Б-жественному Провидению.

Символы месяца:

Буква — самех;

мазаль (знак Зодиака) — кешет (стрелец);

колено — Беньямин;

чувство — сон (шейна);

часть тела — живот (кейва).

Буква самех. Самех означает «поддерживать». Чувство поддержки соответствует доверию и уверенности в Б-жественном провидении, которое соответствует месяцу кислев, как говорилось выше. Об этом мы читаем в книге Теhилим (Псалмы): «Всевышний поддерживает (самех) всех падших и разгибает всех согнутых», «и даже когда он падает, не упадет на землю, ибо Вс-вышний поддержит (йисмох) его руку».

Самех по начертанию имеет форму круга, что символизирует бесконечное всемогущество Всевышнего и Его провидение. В Каббале и учении хасидизма считается, что «великий круг» бесконечного света Всевышнего отражает его правую руку, которая обнимает (и поддерживает снизу) великой, бесконечной любовью всю реальность, как сказано: «И снизу руки вселенной».

Мазаль (знак зодиака) кешет (стрелец). Лук, которым вооружен стрелец, и символ месяца кислева — оружие Маккавеев. Это символизирует их «активную степень доверия» к Всевышнему, которая выразилась в борьбе с самой могучей державой того времени.

Хотя искусство владения луком приписывается в Танахе колену Беньямина, имеющему отношение к месяцу кислев, в жизни им пользовались и Хашмонаим, которые происходили из рода коэнов (священников).

Согласно Аризалю, коэны (и все колено Леви) не входят в число двенадцати колен Израиля, которые, в свою очередь, соответствуют месяцам года. Коэны, представители всего еврейского народа, отражают духовный источник каждого из двенадцати колен Израиля. Особенно это справедливо по отношению к колену Беньямина, ибо в его владении находился Иерусалимский Храм, где служили коэны. В силу этого, взаимосвязь между коэнами и коленом Беньямина можно уподобить взаимоотношениям между телом и душой. Вот почему коэны ведут священную войну с помощью лука — оружия Беньямина.

Символ месяца кислев — лук войны — происходит от радуги (на иврите слова «лук» и «радуга» пишутся одинаково — «кешет»), символа предшествующего месяца хешван (знак мира между Всевышним и его созданием). Два лука (полукруга) соединяются вместе и образуют полный круг — букву самех, символ месяца кислев.

Колено Беньямина. Как говорилось выше, Беньямин — колено, наиболее одаренное в области владения оружием. В его уделе земли находится Иерусалимский Храм, как сказано в благословении Моше Беньямину в конце Торы: «А о Беньямине сказал он: "Возлюбленный Б-гом будет жить в безопасности, полагаясь на него, он охраняет его весь день и между плеч его обитает". (Дварим, 33:12). Здесь мы видим, что Беньямин символизирует как доверие, так и покой, — чувство месяца кислев.

Из всех колен израилевых Беньямин был единственным, рожденным в Земле Израиля. Земля Израиля — место, где человек, как ни в каком другом месте, может почувствовать Б-жественное провидение и Всемогущую силу Всевышнего.

Чувство сон (шейна). Чувство сна — спокойствие и отдых, которое приходит с доверием и ощущением безопасности, исходящими от Всевышнего и Его Б-жественного провидения. То же самое мы находим в благословениях в конце книги Ваикра (26:5-6): «И будете обитать в безопасности на земле вашей. И Я ниспошлю мир на вашу землю и будете ложиться без страха».

Слово «чувство» (хуш на иврите) соотносится со словом «быстрый» (хиш), чувство сна подразумевает способность спать хорошо, но быстро (как говорится о великих праведниках, которым требовалось всего несколько часов сна в день).

Сам талант Беньямина стрелять в цель зависит от самого спокойного внутреннего чувства. Он стреляет и попадает почти во сне. Всевышний направляет его стрелу в нужную сторону. Спокойный человек — это тот, у кого наименьшие внутренние разногласия и напряжение. Чувство сна предполагает способность снимать напряжение, чувствуя уверенность в поддержке Всевышнего. Чувство сна также подразумевает чувство сновидения в соответствии с нашей верой в Б-жественное провидение, в отношении недельной главы Торы, и ежегодного цикла месяцев и событий в них. Кроме того, все сны, упомянутые в Торе, содержатся в главах, которые читают в месяце кислев.

Когда человек полностью доверяет Всевышнему, он видит хорошие сны о будущем. Хорошие сны ночью отражают добрые мысли в течение дня, особенно оптимистическое отношение и сознание, которому учат хасиды: «Думай о хорошем и будет хорошо».

Часть тела — живот (кейва). Кейва — один из трех даров, которыми следует одарить коэнов во время принесения жертвы в Храм. Наши мудрецы учат, что три дара — «верхняя часть ноги, щеки и живот» — имеют прямое отношение к акту самопожертвования Пинхаса, который убил Зимри (главу колена Шимона) и Козби (принцесу Мидиан) и тем самым спас сынов Израиля от эпидемии, которая уже началась среди них. Таким образом, слово кейва относится к чреву Козби. Кейва означает «живот» в общем смысле, включает в себя всю брюшную полость, как желудок, так и толстый кишечник и чрево (слово «бетен» в Торе означает либо желудок, либо чрево). Чрево особенно связано с коленом Беньямина, который в Каббале олицетворяет тайну женского начала иесод (чрево).

Слово «кейва» происходит от кав, которое означает «мера». Спокойный живот — это тот, кто знает должную меру. Понятие это возникает еще и относительно месяца шват, его чувства (чувство еды и насыщения) и органа (куркаван, от пищевода до желудка).

Наши мудрецы учат: «Человек жаждет своей меры [кав] больше, чем девять мер своего друга». Так же нас учат в Пиркей Авот: «Богат тот, кто доволен своей долей».

http://www.jewish.ru

комментарии