Сегодня: 17 декабря 2017 г. | 29 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Святые места

Бердичев
13 декабря, 2011 - 00:34

Бердичев

Впервые упоминание о нем встречается в актах 1546 г., где он значится как село Беричиково. Первые свидетельства о евреях в Бердичеве относятся к 1593 году, а о еврейской общине - к 1721 году. С середины XVI века и до 1793 года (когда он был присоединен к России) был одной из наиболее значительных еврейских общин Польши, в чьем составе он тогда находился. Его часто называли "Иерусалимом Волыни". Значение торгового центра город получил в 1765 году, после учреждения там королем Станиславом Августом 10 крупных ярмарок в году. В последнюю четверть XVIII в. Бердичев стал одним из центров хасидизма, а с начала XIX в. - одним из центров еврейского книгопечатания в России.

Здесь более чем где-либо еще был распространен цадикизм. В конце 80-х годов XVIII в поселился глава волынских хасидов Леви-Ицхак Бердичевский (умер в 1809 г). Это способствовало тому, что Бердичев стал на многие десятилетия средоточием юго-западного хасидизма, город называли "еврейской столицей" Юго-Западного края. В I-й половине XIX в. Бердичев становится крупным центром по оптовой и посреднической торговле сельскохозяйственными продуктами, которой занимались почти исключительно евреи. Наряду с этим евреи, населявшие Бердичев, занимались также различными ремеслами: сапожным, портняжным, столярным, кузнечным и кожевенным. Но в конце 40-х гг. XIX в. значение Бердичева как торгового центра стало постепенно падать.

Ряд еврейских фирм перенес свою деятельность в другие города, преимущественно в Одессу. После поражения польского восстания 1863 многие поляки-помещики выехали в Польшу. Таким образом торговые посредники Бердичева лишились постоянных клиентов. Введенные в мае 1882 года "Временные Правила" запретили евреям проживать в сельской местности. Это лишило евреев-посредников по торговле с-х продукцией возможности скупать её в селах, в результате чего Бердичеву как центру по сбыту с-х продукции, был нанесен значительный ущерб. По данным конца XIX в. 20% еврейского населения Бердичева жило за счет благотворительности.

В начале 40-х годов XIX в. в Бердичеве стали распространяться идеи просветительства - гаскалы. В 1850-м было открыто еврейское казенное училище 1-го разряда, в 1860-м - еще одно, затем прибавилось несколько частных училищ. Однако в конце XIX в. 90,6% еврейских детей не посещали школу, 42% мужского и 68% женского еврейского населения были неграмотны.

В еврейском фольклоре и литературе (Менделе Мохим Сфарим, Шалом Алейхем, Дер Нистер и др. ) и в то же время в русской антисемитской традиции XIX - XX вв. Бердичев - это символ типичного еврейского города. 
В начале 1919-го бердичевские евреи пострадали от погромов, учиненных украинскими националистами. 
С первых же лет установления советской власти начались ограничения еврейской религиозной жизни. До Октябрьской революции 1917 года в Бердичеве существовало около 80 синагог. В 20-30 гг. большинство из них было закрыто.     

Большая синагога Бердичева

Культурная жизнь на идиш вплоть до середины 30-х была достаточно активной: существовала сеть школ на идиш, выходила газета "Дер Арбетер" (периодичность 10 номеров в месяц), в 1924-м в Бердичеве даже был создан первый на Украине государственный суд с делопроизводством на идиш. Наряду с украинским и русским языками, идиш был признан официальным языком в ряде других государственных учреждений. Но уже в начале 1930-х появились ограничения в пользовании идиш в учреждениях. К началу Второй Мировой войны еврейская культурная деятельность в Бердичеве фактически прекратилась.

В июле 1941 нацистский истребительный отряд приступил к уничтожению евреев Бердичева. Было создано гетто, просуществовавшее до 5 октября 1941-го, когда все его обитатели были уничтожены. 
В годы после Второй Мировой войны некоторые из бердичевских евреев, эвакуировавшихся на восток СССР, возвратились домой. Культурная жизнь на идиш не возобновилась. Религиозную активность все так же подвергали жестоким ограничениям: в начале 60-х была запрещена (хотя через несколько лет разрешена вновь) выпечка мацы. 
В Бердичеве продолжает существовать одна синагога. Еврейское кладбище заброшено, хотя воздвигнута ограда вокруг могилы цаддика Леви-Ицхака из Бердичева.

 

комментарии