Сегодня: 21 сентября 2017 г. | 1 Тишрея 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

7 августа, 2013 - 11:55

Месяц Элул - мидраш о трублении в шофар

1. Мидраш Раба (Берешит) рассказывает, что на том самом месте, откуда была взята пыль земная, чтобы сформировать тело человека, впоследствии был воздвигнут жертвенник Храма. Жертвы нельзя приносить ни в одном месте земного шара, а только там, где стоял жертвенник. Мидраш объясняет: "Только на том месте, из которого человек был сотворен, ему может быть даровано искупление". Почему это так? 

Потому что человек, если только он ощутит себя творением, в котором нет ничего иного, кроме выражения воли Творца, будет мгновенно прощен. И если он не расстанется с этим чувством и в будущем, то не согрешит больше никогда. Человек должен вернуться к началу, настолько приблизиться ко Всевышнему, чтобы ощутить себя творимым заново каждое мгновение. 


Как говорится в молитве в Рош а-Шана: 
"Вот как глина в руке гончара - 
и по воле своей формирует 
и по воле своей разминает - 
так и мы в руке Твоей. 
Взгляни на то, что нас с Тобой соединяет, 
не смотри на дурное. 
Вот как стекло в руках стеклодува - 
по воле своей он его раздует, 
и по воле своей размягчает - 
так и мы в руке Твоей. 
Взгляни на союз, 
не смотри на 
дурное. 
Вот как канат в руке моряка - 
по воле своей натягивает, 
и по воле своей отпускает - 
так и мы в руке Твоей. 
Взгляни на союз, 
не смотри на дурное..." 

А в молитве "Адон олам" говорится следующее: 
"И в Его руку передам дух мой, 
а вместе с духом и тело мой. 
Б-г Он мне - так не буду бояться!" 


2. "И седьмой месяц, первое число месяца, будет объявлен святым, всякой работы не делайте, день трубления будет у вас" (Бемидбар). 

3. Мидраш Шмот Раба рассказывает, что когда после греха золотого тельца Моше просил Всевышнего научить его, как просить прощение, Творец завернулся перед ним ним в талит и произнес 13 имен, причем первые два повторяются: 
"Ад-най, Ад-най, Б-г Милостивый и Милосердный, Долготерпеливый и Великий в милости, и Истинный, Хранящий милость для тысяч поколений и прощающий злой умысел и преступление и грех, и Очищающий и Неочищающий". Всевышний показал Моше, что когда человек искренне раскаивается и взывает ко всем степеням милости, мир творится заново. 

Когда рассказывается в мидрашах о сотворении мира, всегда говорится, что оно началось с того, что Всевышний завернулся в талит - скрыл Свой свет за одеждами, имя которым - материя. Теперь, когда взывают к мере милости, Всевышний начинает творение заново, чтобы убрать последствия всего дурного. 

4. Мидраш Берешит Раба: "...и дыхание Б-га трепетало над водою" - это раскрытие духовности времен Машиаха". Жизненность пробьет в будущем мертвенность, безжизненность, неразумность и бесчувственность материи. Все заговорит - это зазвучит речь Всевышнего, раскрывая суть всего сущего человеку. Это неизбежно, так как условия победы духа над материей заложены в начальный момент творения. 

5. "И создал Б-г Всесильный человека из праха земного, и вдул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живой" (Берешит, 2). Перевод Онкелоса: "... и стал человек душою говорящей". 

6. Начало года - единственный из всех праздников, который приходится на первое число месяца, день, когда луна скрыта, и если и бывает ее видно, то только тонкий серп в последних лучах заката и всего несколько минут. Остальные праздники приходятся на время полной или почти полной луны. Царь Давид в Теилим называет этот праздник "день скрытия, день нашего праздника" и призывает трубить в шофар: "Трубите в шофар в день скрытия, день праздника нашего". Идея скрытия и идея праздника несовместимы, так как праздничным событием для нас всегда является встреча со Всевышним, а не те моменты, когда Он скрывает Себя. Но в этот день Он скрывает Себя не потому, что хочет наказать нас, а потому, что скрытие - условие сотворения мира. В этот день Он готов раскрыть Свое Присутствие мгновенно и с такой силой, что где бы мы ни находились, тут же почувствуем себя во дворце Царя. Для этого нужно лишь наше желание, нужно только захотеть, чтобы духовность восторжествовала над материей. 

И желание это мы пытаемся выразить как молитвой, так и трублением в шофар. Поэтому этот день сравнивают с днем коронации Царя: от нашего желания зависит проявление Царского Величия. 

"Молились в школе рабби Шломо из Родомска, автора "Тиферет Шломо". И вот тот, кто должен был трубить в шофар, человек опытный и знающий, как это делают, не смог извлечь ни одного звука. Передали шофар другому. После праздника позвал рабби Шломо неудачника, чтобы утешить и рассказал ему притчу. "В стране поставили на престол нового царя, а новому царю нужна корона. Он заказал ее искусному мастеру. Но мастер, когда уже кончал работу, не мог никак с собой справиться: он хотел укрепить жемчуг, а руки дрожали. Тогда позвал он молодого подмастерья, и тот ловко и быстро все сделал. Так и ты, - говорил ребе, - от осознания величия царского достоинства, которое приходит в мир с трублением, ты не мог извлечь из шофара ни одного звука. А тому, кто помоложе и не так много, как ты, учился, ему легче трубить, потому что не думает он о том, что в этих звуках раскрывается корона, усыпанная жемчугом".

7. В Торе и в книгах пророков трубный звук шофара ассоциируется с моментами проявления высшей духовности. В момент дарования Торы слышится трубный звук шофара, о приходе Машиаха возвещают трублением в шофар.

Кто трубит? Сам Всевышний пробивает толщу материи, и человек слышит трубный звук шофара. Следующие строки из Торы и книг пророков приводятся в молитве Мусаф: "И звук шофара все усиливался. Моше обращался, а Всевышний отвечал ему" (Шмот). "И будет в тот день, протрубит Всевышний в великий шофар - и вернутся пропавшие в земле ассирийской и угнанные в землю египетскую, и на святой земле в Иерусалиме падут ниц пред Г-сподом" (Йешая'у). И сказано: "И явит Себя Г-сподь, и молнией промелькнет Его стрела, и Превечный Г-сподь затрубит в шофар и двинется в бурях юга". 

8. Дыхание Б-га. В Берешит Раба говорится: «"...И дыхание Б-га трепетало над водою" - это раскрытие духовности времен Машиаха». В начале рассказа о сотворении мира содержится намек на то, что случится в конце времен: жизненные силы преодолеют сопротивление неживой материи, ее безжизненность, неразумность и бесчувственность. Все заговорит - зазвучит речь Всевышнего, раскрывая человеку суть всего существующего. Это произойдет обязательно, так как условия победы духа над материей заложены в самый начальный момент творения.

 

 

http://www.midrasha.net/article.php?id=2656

комментарии