Сегодня: 23 сентября 2018 г. | 14 Тишрея 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Традиции

месяц сиван
15 мая, 2018 - 09:12

Месяц сиван, его особенности и праздники

Сиван – третий по порядку месяц в еврейском календаре. Шестого числа месяца Сиван была дарована Тора. Тора - единый план и духовная основа всего сотворенного. - Общий смысл месяца, с точки зрения учения Каббалы, - проявление общего корня всего множества существующих в мире элементов. Единство Творца проявляет себя во множественности всего сущего.

Вы  любите получать подарки? Странный вопрос? «А кто ж не любит...» — скажете вы. В таком случае давайте вместе войдем в тот месяц, когда нам довелось получить самый большой-пребольшой подарок из всех, что когда-либо дарились в этом мире. Месяц этот называется сиван, а о подарке мы поговорим чуть позже.

 

Название месяца — нееврейского происхождения (вы помните, что в Торе все месяца называются по номерам: «первый», «второй» и т.д.) Имя «сиван» встречается в Танахе один-единственный раз в книге Эстер: «И призваны были в ту пору писцы царские, в Третий месяц, это месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все так, как приказал Мордехай» (Эстер, 8:9).

На аккадском языке сиван называется «Сивну-Зимну», что означает «месяц сроков и праздников». Сиван — время безмятежного довольства, период сбора урожая, о котором сказано: «И праздник... при созревании жатвы пшеницы» (Шмот, 34:22).

Сиван — действительно месяц покоя. Трудно, вот так, навскидку припомнить праздники и знаменательные события, произошедшие в сиване. Хотя нет, припомнить можно: например, в сиване ушел из этого мира основатель хасидизма рабби Исраэль Баал-Шем-Тов. А 6 сивана — день рождения и годовщина смерти царя Давида. И в тот же день, 6 сивана, произошло еще одно событие, но зато такоо-о-о-е... Это праздник Шавуот (Швуэс в ашкеназском произношении).

С первого взгляда в нем (празднике Шавуот) трудно заподозрить Событие-Подобного-Которому-Не-Знал-Мир. Ну... шли себе 50 дней, а сколько, по-вашему, должны идти по пустыне 3 миллиона человек? Только ведь не шли они, а поднимались. Не в прямом «материальном» смысле, нет, в этом отношении северная часть Синайского полуострова как раз «безвидна и пустынна», то есть равнинна. Поднимались они в духовном плане, преодолев за эти пятьдесят дней пропасть между 49-й ступенью нечистоты (на которой они находились в момент Исхода) и 49-й ступенью святости (аккурат перед Шавуотом). Да и пришли к горе Синай совершенно иные люди. Так же, как и вышли из Египта... Вышли рабы. Посмевшие восстать... ушедшие по слову Б-га... что угодно, но рабы. А у горы Синай на 50 день Исхода стоял народ. Еврейский народ.

Таким образом, Шавуот можно назвать днем рождения еврейского народа. У нас были наши праотцы и был дом Яакова, но как народ евреи родились именно (и только) у горы Синай.

А ко дню рождения принято дарить (и получать) подарки. Нам с вами, как обычно, повезло. Повезло в смысле подарка.

Тут следует сделать небольшую оговорку. 6 сивана — праздник Шавуот носит еще одно название — «День дарования Торы». Немножечко странно, не правда ли? Ведь в этот день евреи получили Тору, приняли ее. Помните, они еще сказали «наасе вэнишма» («сделаем и послушаем»), то есть «давай, Вс-вышний, мы тебе верим, а там разберемся, что к чему». Такую редкостную для евреев доверчивость, безусловно, стоило бы отметить. Так почему все-таки день дарования, а не получения?

Давайте разбираться. Получение — говорят наши мудрецы — подразумевает некие заслуги (или соучастие) получателя. Иными словами, человек, получающий что-либо, это заслужил. В той или иной мере, но заслужил. Подарок же подразумевает, что человек становится обладателем чего-то незаслуженного (то есть, оно становится его собственностью, благодаря доброте дарителя). Наша же святая Тора, — продолжают мудрецы, — это то, что невозможно заслужить». Таким образом, какое бы рвение ни проявляли евреи (и не только они), что бы они (то есть мы) ни совершали, получение Торы мы не заслужили. Тора была нам подарена.

Если вас удивило местоимение «мы», то здесь все в порядке. Мы с вами там тоже были. Да-да. Наши мудрецы говорят, что в тот момент у горы Синай находились души всех евреев, которым когда-либо суждено будет родиться в этом мире.

И как хорошо, здорово было бы закончить на этом нашу прогулку. Но увы, наши предки допустили небольшую оплошность. В ночь накануне Дарования они спали. Вспомните себя в детстве. Ночь перед днем рождения... Как трудно было заснуть в предвкушении железных дорог, плюшевых медвежат и пластмассовых кукол. А тут такой подарок грядет — и они легли спать...

И теперь, исправляя эту оплошность, мы (помните, мы ведь тоже там были) в ночь перед Шавуотом не спим. Ночь кстати, так и называется: «Лайла шель тиккун» (Ночь исправления). Мужчины (только они не спят) читают специально составленные сборники с отрывками из Торы.

В самый же день Шавуота принято читать «мегилат Рут» (Свиток Рут). Кульминация праздника — чтение Десяти заповедей. На это чтение собираются все, приносят даже грудничков (пусть слушают, это никому не повредит).

http://www.migdal.ru/times/11/947/?&print=1

 

комментарии