Сегодня: 01 июля 2016 г. | 25 Сивана 5776 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Описание синагоги

ЧТО ТАКОЕ СИНАГОГА

  1. О названии "синагога"

С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите "бейт-кнесет", что буквально означает "дом собрания". Слово "синагога" происходит от греческого слова synagoge ("собрание") которое обозначает то же, что и слово "кнесет" на иврите: "собрание".

Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа "бейт тфила" - "дом молитвы". Само название "бейт кнесет" подчеркивает, что синагога - это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.

Еще синагогу называют на идиш словом "шул" (от немецкого "Schule" – "школа").

2. История возникновения синагог

Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (4-ый век до начала новой эры общепринятого летоисчисления ) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.

Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль.

Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Израиле, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.

Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога сделалась цитаделью веры, - местом, где евреи собирались, учили Закон, молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась цитаделью в прямом смысле этого слова.


3. Функции синагоги

После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.

Устройство синагоги

Архитектура

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм.

Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИНАГОГЕ

Каждый, кто пришел в синагогу, - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п.

Не стоит брать с собой в на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся.

Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговорить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться .

Одежда
Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме  или рабочей одежде.

1. Женщины

По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.

2. Мужчины

Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.
Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Синагога Бродского

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона сказано, что Меир Бродский — основатель династии сахарозаводчиков, правнук Александра Шора — раввина из Жолквы, автора известных религиозно-философских трактатов. У Меира и его жены Мириам, которые жили в местечке латополе,было пятеро сыновей — Абрам,Зельман, Исаак, Израиль и Иосиф. Абрам покинул Златополь в 1858 году и перебрался сначала в Петербург, став царскосельским купцом 1-й гильдии, а затем — в Одессу. Здесь же с женой Хаей, четырьмя сыновьями и тремя дочерьми с 1860 года жил и Израиль, ставший наиболее успешным отпрыском Меира Шора. В декабре 1865-го он подал прошение о причислении его из одесских купцов в киевские. А в то время правом жительства в Киеве пользовались лишь евреи — купцы 1-й гильдии, то есть обладавшие 100-тысячным состоянием. Остальным дозволялось находиться в городе не более трех дней. Свой первый сахарный завод 23-летний Израиль Бродский основал в 1846 году в селе Лебедин, неподалеку от Златополя. Со временем он основал Одесский, приобрел Кагарлыкский и Корюковский, взял в долгосрочную аренду Райгородский и возглавил Томашевский сахарные заводы.

Известный политик и общественный деятель Сергей Витте, хорошо знавший Израиля Бродского, впоследствии писал о нем: «Это был на вид очень почтенный старик, напоминавший собою по наружности библейского патриарха. Он был чрезвычайный богач. Мне приходилось с ним неоднократно разговаривать, вести чисто деловые беседы, и всегда он производил на меня впечатление человека замечательно умного, но почти совсем необразованного».

Киевский период жизни и деятельности Израиля Бродского отмечен значительной благотворительной деятельностью. В книге «Киев теперь и прежде», вышедшей в свет в 1888 г., читаем: «Кроме того, в этой части города (новый тогда район Лукьяновка) обращает на себя внимание еврейская больница, построенная на деньги, пожертвованные И. М. Бродским — около 150 тыс. руб.». Помимо денег на строительство и оборудование, Израиль Бродский пожертвовал 50 тысяч, проценты с которых давали на содержание этого медицинского учреждения 3 тысячи рублей в год. Больница обслуживала не только евреев, но и пациентов других национальностей. Более 40 тыс. руб. Израиль Бродский выделил на строительство ремесленного училища, где дети из бедных еврейских семей учились на его средства. Свою щедрую благотворительность Израиль Бродский не ограничивал еврейской общиной. Будучи членом многих христианских обществ и организаций, он ежегодно жертвовал сотни тысяч рублей на их деятельность. Преуспели в семейном бизнесе и его сыновья Лазарь и Лев. В начале 1900-х годов они руководили уже шестью акционерными товариществами, в состав которых входили 10 свеклосахарных и 3 рафинадных завода в Киевской, Черниговской, Полтавской, Одесской, Подольской и Курской губерниях Образованные, талантливые и энергичные Бродские быстро заняли одно из ведущих мест среди крупнейших сахарозаводчиков Российской империи. Перенимая опыт видных производителей сахара, Лазарь Бродский приходит к мысли, что производство сахара неотъемлемо связано с качеством получаемого сырья.При его активном участии было создано Всероссийское общество сахарозаводчиков, Синдикат сахарников и Синдикат рафинеров.

Успешная работа заводов Бродских была обусловлена отличными социальными условиями. Лечение рабочих, их обучение, налаженный быт – все эти услуги оплачивались за счет Товарищества сахарных заводов, где работало более 10 тыс.человек, которые производили четверть российского рафинада.Интересно, что братья унаследовали от отца не только коммерческий дар, но и чуткость к общественным потребностям. Сахарозаводчики края, возглавляемые Бродским, попросили правительство  регулировать производство сахара гарантированной правительственной нормировкой. В ответ на благосклонное отношение к просьбе, они выразили готовность сделать пожертвование на общественные нужды. Петербург ходатайство удовлетворил, а промышленники собрали на строительство Киевского политехнического института около миллиона рублей, вклад Лазаря Бродского составил 100 тыс.

Кроме этого, братья выделили на именные стипендии студентам 18 тыс.руб. Израиль Бродский никогда не афишировал свою благотворительность, но подчеркивал: «Я даю не потому, что мне хочется давать, а потому, что сознаю, что нужно и следует давать». Так же действовали и его сыновья. Они значительно расшири ли больницу, построенную их отцом.В 1895 году Лазарь Бродский стал первым председателем Товарищества по борьбе с инфекционными болезнями. На его средства был построен на Байковой горе бактериологический институт. За выдающиеся заслуги в деле благотворительности Лазарь Бродский был награжден орденами Станислава II-й степени и святой Анны II-й степени.Киев трудно представить без сооружений, которые возводились или расширялись при участии Бродских: это акушерская клиника  университета св. Владимира на Бибиковском бульваре (Больница на б-ре Шевченко), больница Товарищества лечебных заведений для хронически больных детей на Козловской улице, Киевский худо жественно-промышленныйи научный музей (сейчас — Национальный музей), Троицкий народный дом Общества грамотности (ныне театр Оперетты), строение правления Товарищества Красного Креста (по ул. Мазепы,2 — поликлиника), Подольская женская гимназия (ул. Покровская,4 — сейчас лицей «Подол»), пятиэтажный элеватор наПочтовой площади (теперь книгохранилище Национальной библиотеки) и целый ряд других.

Украшением улицы Шота Руставели является здание Центральной (Хоральной) синагоги. А ведь открыть этот дом молитвы было нелегко даже знаменитому Лазарю Бродскому.
Поскольку Киев не входил в «черту оседлости», разрешения на устройство в городе синагог давал лично министр внутренних дел, не позволявший евреям строить культовые здания «ни в центральной части г. Киева, ни даже в отдаленных частях оного». Поэтому эффектный проект синагоги, разработанный по заказу Бродского Г. Шлейфером, был отвергнут губернскими властями. Но можно было для ритуальных целей приспосабливать жилые или хозяйственные помещения. Лазарь Бродский и киевский раввин Евсей Цуккерман послали жалобу в Петербург, в Сенат. К ней они приложили чертеж бокового фасада синагоги со стороны ул. Рогнединской, откуда здание напоминало жилой дом: вот, мол,собираемся приспособить обычное здание под молельню, а местное начальство не позволяет... Сенат принял сторону просителей. И в 1898 году, в день 50-летия Лазаря Бродского, состоялось торжественное открытие Хоральной синагоги. На церемонии присутствовали высшие губернские чиновники, которые приложили столько сил к тому, чтобы она не  состоялась.

Помимо сахарного производства,братья Бродские вкладывали большие средства в мукомольное, пивоваренное и винокуренное дело. Им принадлежал контрольный пакет акций Киевского трамвайного общества. Лазарь Бродский был членом совета Санкт-Петербургского международного коммерческого банка,учредителем и председателем правления Второго Пароходного общества по Днепру и его притокам, директором Киевского общества водоснабжения, ди ректором-рас поря дителем Общества мукомольной паровой мельницы, членом совета Общества взаимного кредита и прочее, прочее, прочее... К концу жизни о нем говорили как об одном из самых выдающихся  предпринимателей Российской Империи. За высокое качество продукции, представленной предприятиями Бродского на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, промышленник был удостоен французского ордена Почетного легиона.Жизнь Лазаря Бродского оборвалась в 1904 году. По иронии судьбы причиной смерти “сахарного короля” стала сахарная болезнь. Когда его хоронили в мраморном склепе на Лукьяновском еврейском кладбище,в траурной процессии участвовали губернатор, командующий военным округом, городской голова. Знаменитый адвокат Лев Куперник в надгробной речи назвал покойного «лучшим из евреев».

А в своем завещании Лазарь отписал городу 500 тысяч рублей для строительства крытого рынка, а из доходов рынка город должен был ежегодно отчислять 22,5 тысячи на содержание Бактериологического института, детского отделения Еврейской больницы, двухклассного училища им. Бродского и других благотворительных учреждений, созданных им.Во главе клана оказался Лев Израилевич Бродский. По семейной традиции он числился руководителем многих фирм, предприятий, благотворительных обществ, но отнюдь не чуждался житейских слабостей.

Его привлекали женщины, азартные игры. В собственном особняке на Прорезной магнат учредил клуб «Конкордия» — собрание привилегированных картежников. Интересовался он и театром (между прочим,здание драматического театра «Соловцов» — нынешнего тетра им.Франко — было его собственностью).Дела тяготили его, и в 1912 году он отказался от руководства Александровским товариществом сахарных заводов, продав свой пай синдикату банков. Впрочем, еще в годы гражданской войны можно было услышать поговорку: «Чай Высоцкого, сахар Бродского, а Россия — Троцкого». В сентябре 1918 года они с женой похоронили сына Михаила. Вскоре после этого семья уехала на Принцевы острова, а затем обосновалась в Париже, где Лев Бродский в 1923 г.скончался.

Представители семьи рассеялись по всему свету — в странах Европы, в Америке, в Австралии. В Киеве, к сожалению, не сохранились могилы похороненных здесь Бродских, остались лишь результаты их деятельности.