Сегодня: 19 августа 2017 г. | 27 Ава 5777 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Сипуры

27 января, 2012 - 15:51

РаМБаМ

РаМБаМ - величайший каббалист своего времени. Один из тех людей, чьи души спускаются в этот мир раз в несколько столетий. И не для того чтобы исправить себя, поскольку нет такой надобности, ведь уже исправленны, но для того чтобы дать такую возможность другим душам. Современники говорили об этом человеке: "От Моше до Моше не было равного Моше"...

Рав Моше бен Маймон родился в Кордове 14-го дня месяца Нисан  (канун Песаха) 1135 г., в семье судьи раввинского суда Кордовы рабби Маймона бен Йосефа. Отец Моше, почитаемый в кордовской общине ученый и общественный деятель, был его первым учителем Торы. Впоследствии РаМБаМ получает также образование по естествознанию, астрономии, медицине и философии.  

В это время Испанией владела династия Альморавидов, одно из северо-африканских (берберских) племен, вожди которого были одержимы идеей расспространения ислама во всем мире.

Но вскоре, в результате междуусобных войн, Альморавиды уступают свое правление еще более фанатичным Альмохадам, главным предводителем которых был Али бен Тамарат. Его наследник Абдул Мумин овладел в 1146 г. Марокко, а в 1148г.  Кордовой.

Новый правитель ревностно принялся за распространение ислама в подвластных ему землях. Он потребовал от всех иноверцев, чтобы те приняли мусульманскую веру или покинули его владения.  Многие еврейские семьи и целые общины в то время,  были вынуждены покинуть Испанию. Семья Рамбама, которому тогда было 13 лет, была среди них. 
   В течении 12-ти лет они вынужденны были скитаться по Испании и Провансу, пока в 1160 г. не поселилось в г. Фес.
Наследник Мумина, Абу Якуб Юсуф, следуя примеру своего отца, продолжает преследовать подвластных ему иноверцев, и в 1165 г. семейство Маймонида вновь отправляется в странствие. Весь этот период Рамбам работает над своим комментарием к Мишне и пишет  "Игерет Кидуш аШем".
   В 1165 г. семья Рамбама приезжает в  Землю Израиля. Некоторое время они живут в Акко, затем в Иерусалиме, но в 1166 г. переезжают в Египет - в город Фостат.  

Вскоре после этого умирает отец семейства рабби Маймон. На протяжении нескольких лет семья существует на деньги старшего брата Давида, который занимался торговлей драгоценными камнями, так что сам Рамбам мог продолжать писать свои труды - в частности, свой комментарий к Мишне, который он закончил в 1168 г. Однако во время одного из плаваний по Индийскому океану Давид  погибает во время кораблекрушения.

Для того, чтобы содержать семью Рамбам начинает заниматься  медицинской практикой. Его незаурядные способности привлекают внимание визиря султана Саладина, властителя Египта, и в течение последующих 20-ти лет Маймонид работает придворным врачом султана. Легенда говорит, что его слава врача была настолько велика, что Ричард Львиное Сердце, посетив Святую Землю во время крестового похода, предложил Рамбаму стать его личным врачом...
В 1177году Рамбам становится духовным предводителем еврейской общины Каира.

Общее благоговение перед Рамбамом растет с каждым днем. Духовная мощь, уровень постижения Творца позволяет Рамбаму соединить  в себе великого врача, великого авторитета в области Алахи (свод еврейских законов), великого философа, математика, а так же и знатока в таких "науках", как например – Астрология, свое отношение к которой Рамбам высказывает в своем "Писме в Йемен" , демонстрируя при этом глубокие познания в этой области...

Его влияние и авторитет распространяются по всему еврейскому миру. Огромная корреспонденция Рамбама включает публичные обращения к различным общинам мира; ответы на вопросы по еврейскому праву, кашруту и гигиене; методические рекомендации изучающим Тору и Талмуд; многочисленные комментарии к каноническим текстам и многое другое.

Об интенсивной деятельности этого великого каббалиста, духовного лидера  еврейского народа, мыслителя, педагога, врача, общественного деятеля,  мы можем судить по отрывочным сведениям, почерпнутым из его переписки. В письме своему переводчику Шмуэлю бен Иеhуде ибн Тиббону он пишет:
"Мой день заполнен следующим образом. Я живу в Фостате, а султан находится в Каире. Я обязан каждое утро его навещать и, если он или его дети или кто-либо из обитательниц его гарема чувствуют себя нездоровыми, я не имею права оставлять Каир. Если же все нормально, то я успеваю вернуться в Фостат к обеду. Меня одолевает голод, но я нахожу приемную, заполненную народом, евреями и неевреями, знатью и простолюдинами, друзьями и недругами - пестрая смесь людей ожидает моего возвращения.
... Я слезаю с коня, мою руки, принимаю легкую закуску (единственный раз, когда я ем в течение 24 часов), иду к моим пациентам, обследую их неторопливо. Пациенты идут и идут до ночи, иногда еще позже. Я беседую с ними, даю им указания, но чувствую смертельную усталость, почти падаю, и, когда приходит ночь, я настолько истощен, что едва способен говорить.
... По этой причине ни один еврей не может побеседовать со мной в будний день. В субботу же после утренней молитвы приходит ко мне община. Я даю им указания на всю будущую неделю... До обеда мы учим вместе Тору и Талмуд, а затем они уходят. Некоторые из них вновь приходят и читают со мной вместе отрывки из книг, пока не наступает время вечерней молитвы. Так провожу я свою субботу."
Попутно Рамбам пишет два монументальных произведения: "Мишнэ Тора" ("Повторение Торы", 1180 г.), полный кодекс Закона, и "Морэ Невухим" ("Путеводитель растерянных", 1190 г.),  К этому же периоду относится написание упомянутого выше "Йеменского послания" ("Игерет Тейман").

Философские труды Рамбама, переведенные на латынь, оказали в дальнейшем сильное влияние также и на развитие  "аристотелевской школы" в христианской теологии. (В частности, его многократно цитирует Фома Аквинский, главный авторитет средневековой христианской теологии.)

В 1204 году, в возрасте 70 лет, Рамбам умирает. В день его кончины, в Фостате был объявлен трехдневный траур, как евреями, так и мусульманами. Его тело было перевезено в Землю Израиля и похоронено в Тверии рядом с могилой его отца. Место захоронения Рамбама и по сей день является святым для еврейского народа.

комментарии