Сегодня: 04 июля 2020 г. | 12 Тамуза 5780 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

29 июня, 2020 - 16:06

Вопрос раввину: Какое имя Б-га нельзя употреблять напрасно?

Здравствуйте. Так каково же имя Бога, которое нельзя употреблять напрасно?

 

Шалом!

Вы имеете в виду, вероятно, одну из Десяти заповедей (Шмот 20:7): «Не произноси имени Господа, Б-га твоего, попусту, ибо не пощадит Господь того, кто произносит имя Его попусту». Мудрецы (Швуот 21а) объясняют, что это запрет произносить напрасную клятву. Иными словами, клянясь именем Б-га, человек словно заявляет: так же, как верно то, что у меня есть Б-г, верны мои слова. Произнося же ненужную или ложную клятву, он позорит Того, Чьим именем клянется, и это очень серьезное нарушение.

Всё же, обычно эти слова понимают как запрет произносить имя Б-га напрасно, без серьезной необходимости. И действительно, такой запрет тоже существует. Мудрецы (Тмура 4а) выводят его из заповеди: «Господа, Б-га твоего, бойся…» (Дварим 6:13). Дело тут, видимо, в том, что человек инстинктивно опасается произносить имя того, перед кем он испытывает страх. И, если он способен с легкостью упоминать имя Всевышнего «просто так», без серьезной необходимости, — это явный признак того, что ему недостает трепета перед Творцом.

К какому из имен Всевышнего относится запрет?

Не только к непроизносимому четырехбуквенному Имени, но и к другим святым Именам. Всего, как известно, существует семь «нестираемых» святых Имен, их список приводится в трактате Швуот Вавилонского Талмуда (35а) и кодексе Рамбама Мишне Тора (Законы основ Торы 6:5), каждое из таких Имен запрещается произносить напрасно (Хаей Адам 5:1; автор — рав Авраам Данциг).

Иногда при обращении к Б-гу вместо имени используются слова, указывающие на какое-то Его свойство или проявление в нашем мире: такие, как «Творец», «Всевышний», «Милосердный». К этим словам запрет не относится. Ведь они выбраны специально, чтобы заменить имя Б-га, поэтому их произнесение не означает отсутствие трепета перед Ним.

Что же касается имен Всевышнего на других языках, таких, как «Б-г» или «Господь», или God по-английски, или Алла по-арабски, здесь у наших законодателей нет единого мнения. Согласно мнению автора комментария Мишна Брура (215:19), произносить их попусту тоже запрещено. Впрочем, я неоднократно слышал, как раввины на уроках произносят слово «Б-г» (на русском языке). Возможно, они считают, что Имя, произносимое на уроке, не является произнесенным напрасно. В любом случае, имя Б-га можно произносить, прославляя или благодаря Его (Мишна Брура, там же), или же цитируя отрывки из Танаха (Каф а-хаим, там же, 24).

Важно отметить: даже в том случае, когда имя Б-га произносить разрешается, делать это следует с должным трепетом и почтением. Ведь в этом тоже проявляется наш трепет перед Всевышним (см. Хаей Адам, там же).

Что же касается напрасной клятвы, то, даже если клятва не содержит самого имени Б-га (например, «клянусь Тем, кого называют Милосердным» и т.п.), тот, кто ее произносит, нарушает запрет «Не произноси имени Господа, Б-га твоего, попусту» (Рамбам, Законы клятв 2:2). Ведь фактически это означает, что человек поклялся Его именем, пусть даже и не упоминая самого Имени.

С уважением, Арье Гальчук

комментарии