Сегодня: 08 декабря 2019 г. | 10 Кислеваа 5780 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

23 июля, 2019 - 10:57

Вопрос раввину: Как правильно дотрагиваться до мезузы, когда заходишь в помещение?

Шалом, скажите, как правильно по Галахе (еврейскому Закону) дотрагиваться до мезузы, когда заходишь в помещение? Каким пальцем? Какой рукой? Нужно ли произносить благословение, и какое?

Шалом!

Здесь не существует каких-то обязательных и строгих правил. Гораздо важнее не забывать о том, что написано на свитке мезузы: о единстве Творца, о том, что Он избрал еврейский народ, избавил нас от египетского рабства и дал нам Свою Тору. Можно сказать, что в двух коротких отрывках из Торы на этом свитке упомянуты основы нашей веры, например, сотворение мира, всемогущество Всевышнего, Его руководство миром, награда и наказание, пророчество, грядущее избавление и другие (см. комментарий Рамбана в конце главы «Бо»).

Рамбам пишет («Законы тфилин, мезузы и свитков Торы», конец главы 6): «Следует быть особенно осторожным в исполнении заповеди о мезузе, поскольку это всеобщая и постоянная обязанность. И каждый раз, проходя мимо мезузы, человек вспоминает о единстве Творца и о любви к Нему. И даже если он погружен в заботы этого мира, он пробуждается ото сна, вспоминая, что нет в жизни ничего важнее, чем постижение мудрости Творца… Сказали мудрецы: “Если у человека тфилин на голове и на руке, цицит на одежде и мезуза на входе, можно быть уверенным, что он не согрешит”, поскольку эти заповеди не дадут ему забыть о Всевышнем. Они и есть те самые ангелы, которые защищают человека от греха, как сказано: “Стоит станом ангел Б-га вокруг боящихся Его и спасает их” (Тэилим 34:8)».

Поэтому стоит иногда, проходя мимо дверного косяка, обратить внимание на мезузу, чтобы она помогла нам вспомнить обо всех этих основах. Существует обычай, выходя из дома и входя в дом, прикоснуться к мезузе. При этом, выходя из дома, можно произнести: «Господь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки» (по Тэилим 121:7, см. Шульхан Арух, Йорэ Дэа 285:2, в примечаниях Рама).

Приводят слова Аризаля, что при этом следует приложить средний палец правой руки к тому месту на внешней стороне мезузы, где написано святое Имя ש-ד-י, и поцеловать этот палец (Биркей Йосеф, там же).

Отправляясь в дальний путь, прикасаются к мезузе и произносят: «Бэ-Шимха таль этале», приблизительный перевод: «Именем Твоим покроюсь (буду защищен) росой». Это слова из пиюта (религиозного гимна) «Эйлим бэ-йом мэхусан» раби Элазара а-Калира. Его когда-то читали во время повторения кантором молитвы Мусаф первого дня Песаха вместе с Молитвой о росе. Эти слова охраняют путника, что связано с их числовым значением (Шах, там же). Числовое значение слова טל («роса») соответствует числовому значению того Имени Всевышнего, которое принято писать на обратной стороне мезузы. Важно помнить, что произносить эти слова — красивый обычай, а не закон.

Некоторые даже стараются прикоснуться к каждой мезузе, мимо которой проходят. Так поступал, например, рав Яаков-Исраэль Каневский, более известный как Стайплер.

C уважением, Арье Гальчук

комментарии