Сегодня: 18 ноября 2019 г. | 20 Хешвана 5780 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

11 июля, 2019 - 10:23

Тора для детей: Условие Торы — закон! Глава Хукат

Зачем Тора вообще ставит такое условие, что изучающие ее не смогут как следует усвоить ее смысл, пока не «умертвят» себя ради нее?

«И возьмут тебе красную корову» (19:2). 397-я заповедь — это заповедь о красной корове. В «Книге Воспитания» написано о ней следующее: «Народу Израиля заповедано сжигать красную корову, чтобы ее пепел был наготове для тех, кому он понадобится для очищения. С его помощью можно очиститься от осквернения трупом».

Одно из самых известных толкований мудрецов относится к фразе «Вот Тора: когда человек умрет в шатре». Наши мудрецы говорят на это в нескольких местах в Гмаре: «Тора утверждается лишь в том, кто умертвляет себя ради нее».

Сам собой возникает вопрос: как такое толкование вдруг появляется в разделе о красной корове? В чем состоит связь между обязанностью изучающих Тору «умертвлять» себя ради нее и законами красной коровы?

На этот вопрос давалось множество ответов. Одним из тех, кто предложил свой ответ, был раби Исер Залман Мельцер.

Зачем, — спрашивает он, — Тора вообще ставит такое условие, что изучающие ее не смогут как следует усвоить ее смысл, пока не «умертвят» себя ради нее? Ведь встречаются талантливые люди, схватывающие в одно мгновение самые сложные и запутанные вещи. Зачем же в таком случае требовать от них «умертвлять» себя над Торой?

Он отвечает, что таков закон, который Тора установила для изучения, и только так можно подняться и возвыситься в ней, а вовсе никак иначе. Это закон, и мы не вправе оспаривать его.

И в этом также заключается весь смысл красной коровы. Это закон: она очищает оскверненных и оскверняет чистых, занимающихся ей. Здесь-то и кроется связь между ней и обязанностью «умертвлять» себя в шатре Торы.

От своих учителей я слышал, что это «умертвление», которое мы здесь обсуждаем, может совершиться и в случае, если человек самоотверженно старается исправить свои личные качества. Этим учащийся также исполняет эту грозную обязанность «умертвить» себя ради Торы.

Рав Моше Лоренц, сын раби Шломо Лоренца,рассказывал удивительные вещи о своем отце. Помимо того, что он сам был выдающимся знатоком Торы, и все свои годы оставался учеником ешивы, он также был серьезным предпринимателем в ортодоксальном еврейском обществе и, как известно, прислуживал великим мудрецам поколения, которые чрезвычайно ценили его.

Следующая история произошла после того, как он оставил все свои общественные должности и решил целиком посвятить все свое время изучению Торы.

Мой отец, — рассказывает раби Моше, — всегда молился в зале ешивы «Тора Ор», расположенной поблизости от места его проживания. Глава этой ешивы, гаон раби Хаим Пинхас Шейнберг посадил его рядом с восточной стеной, как и подобает такой выдающейся личности.

Однажды утром в шаббат раби Лоренц пришел в зал для молитвы и по своему обыкновению сел у восточной стены. Один из присутствующих, который, по-видимому, не знал, что сам глава ешивы дал раву Лоренцу это место на востоке, возмутился и прикрикнул на того за то, что тот якобы сам для себя захватил эту привилегию, усевшись на место, отведенное для преподавателей и смотрителей ешивы.

Гнев этого возмущенного дошел до такой степени, что он потребовал (и даже хуже того), чтобы рав Лоренц покинул место у восточной стены и сел на обычное место. Рав Лоренц в своем выдающемся смирении не сказал ни слова. Он просто встал и ушел с востока, сев на обычный стул.

Когда он вернулся домой, то рассказал своим родным обо всем произошедшем, но он не преследовал цели устыдить того человека и распространить о нем дурной слух. Он сделал это по прямо противоположной причине. В точности наоборот.

«Когда я рассмотрел лицо человека, который стал позорить меня при всех, я заметил, что тот страдает от какой-то серьезной проблемы. И вследствие большого страдания, царящего в его душе, он решил сделать из меня жертву, чтобы излить на меня свой гнев», — сказал рав Лоренц.

«Я настоятельно вас прошу, — обратился он к членам семьи, — чтобы вы пошли и попробовали разобраться, что же так терзает этого человека. Расскажите мне об этом, поскольку я хочу помочь ему в его беде, поддержать по мере сил своих. Возможно, он попал в тяжкую финансовую ситуацию, или же его семейные дела вышли из-под контроля. Пойдите и разберитесь в этом деле, а затем возвращайтесь с ответом».

Родные были поражены, услышав просьбу их праведного отца. Он не только не обиделся из-за страшного прилюдного оскорбления, которое причинил ему этот наглец, но еще и хочет помочь ему! Они выполнили просьбу главы семьи — пошли обо всем разузнать, и вскоре действительно выяснили, что у того есть проблема. Рав Лоренц взялся помочь ему, причем делал это окольными путями, чтобы тот не узнал, кто именно ему помогает.

Удивительное поведение рава Лоренца и его золотые личные качества могут послужить для нас живым примером того, как нужно вести жизнь в этом мире (Мицвот бе-Симха).

 

 

комментарии