Сегодня: 08 декабря 2019 г. | 10 Кислеваа 5780 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

24 июня, 2019 - 10:46

Идти путями истины лишь истины ради. Урок недельной главы Шлах.

В еврейской традиции существует понятие "миньян" - кворум из десяти взрослых мужчин, необходимый для свершения общественных молитв и некоторых ритуалов. Это понятие впервые вводится именно в главе "Шлах". Моше послал двенадцать разведчиков высмотреть страну Израиля. Десять из них описав ее небывалые достоинства, сказали, что земля эта населена могучими великанами, которых евреям ни за что не одолеть. И только Калев и Иеошуа призвали народ исполнить повеление Всевышнего и овладеть Святой Землей.
 
Тора называет десятерых разведчиков, посланных в землю Кнаанскую и оклеветавших ее, - "община". Отсюда мы делаем вывод, что когда речь идет об общине, имеются в виду по крайней мере десять человек. Представляется справедливым вопрос, почему столь важное понятие выясняется именно из рассказа о разведчиках?
 
Известно, что разведчики были лучшими в своих коленах, а следовательно, во всем народе людьми, поэтому их и послали "высмотреть" землю Израиля. В чем же был их грех? Как объясняют наши комментаторы, они не хотели, чтобы еврейский народ входил в эту страну, они предпочитали остаться в пустыне. И в конечном итоге так и произошло: Всевышний выполнил их пожелание, и еврейскому народу суждено было странствовать по пустыне еще сорок лет.
 
Почему же разведчики хотели предотвратить вступление евреев в страну Израиля? Читая Тору, мы часто приходим к неверному суждению, будто странствие по пустыне было одним из самых тяжелых моментов в истории еврейского народа. Внимательно же изучив предмет, мы придем к выводу, что в пустыне было не так уж плохо. Сыны Израиля не нуждались ни в пище, ни в воде - Всевышний обеспечивал их манной, и с ними постоянно передвигался источник Мирьям; они не страдали ни от жаркого солнца, ни от дождей - "облака Славы" защищали их лагерь. С другой стороны, не составляло большого труда представить себе, что ждало евреев в новой стране: войны, тяжелый труд...
 
Совсем недавно евреи получили Тору, и разведчики прекрасно понимали, что ее изучение, исполнение заповедей будет гораздо легче обеспечить в условиях, когда у народа не будет никаких забот.
 
Следовательно, нет ничего удивительного в том, что понятие "община" связано с историей о разведчиках. Единственным желанием этих святых людей было находиться как можно ближе к Б-гу, и "грех" их был на очень высокой ступени - они не понимали, что вхождение в страну Израиля являет собой ступень более высокую, чем даже полное соединение с Б-жественностью.
 
Рамбам говорит о том, что служение Всевышнему состоит из трех уровней. Первый, самый низкий, на котором находятся невежды и маленькие дети, только начинающие служить Всевышнему, - "служение из страха", когда человек исполняет волю Б-га, боясь Его кары; второй уровень - "служба из любви", когда человек служит Всевышнему, испытывая к Нему искреннюю любовь, желает исполнить Его волю, с помощью чего он может приблизиться к Нему, соединиться с Ним. На этом уровне и находились разведчики, они любили Творца и руководствовались лишь желанием быть к Нему как можно ближе, чтобы никакие материальные заботы не стали помехой для этой цели.
 
Этот уровень очень высок, но он не наивысший, и Всевышний оставляет евреев еще на долгий срок в пустыне. Им предстоит еще сорок лет странствовать по ней, чтобы подняться на более высокий уровень, знаком которого должно стать вхождение в страну Израиля. Этот уровень означает "идти путями истины, просто потому что это - истина". Это означает вовсе не думать о своих ощущениях, о плодах своего служения Б-гу. Все, что необходимо - это исполнить Его волю, потому что это Его воля и это истина. Именно на этом уровне находились двое из разведчиков, не вошедшие в "общину", Калев и Иеошуа, не испугавшиеся трудностей, которые ждали еврейский народ в Израиле. Они точно так же, как и их товарищи, понимали, что трудности будут, но для них было важнее исполнить желание Всевышнего привести еврейский народ в Израиль.
 
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

комментарии