Сегодня: 17 декабря 2017 г. | 29 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Обращение раввина

 

Моше Реувена Асмана
Рассказ о выходе евреев из Египта настолько удивителен, что трудно выделить какой-то отдельный, еще более удивительный эпизод. Чудеса следуют одно за другим. Всевышний, полностью пренебрегая «законами природы», освобождает свой народ из рабства. Поэтому нам стоит обратить внимание, именно на поведение людей, которые оказались в экстремальной ситуации. Очень странным кажется поведение жрецов. Вместо того, чтобы противостоять Моше: «Он воду в кровь, а мы назад в воду, он наслал жаб, а мы их отослали…» Они пытаются повторять чудеса Моше и Арона, то есть умножают бедствия в земле Египетской, по сути, сотрудничая с «врагом». Для начала ответим на вопрос: делали они что-то реальное, или приписывали себе часть заслуг Моше? Скорее второе, ведь на жабе не написано, кто ее сделал, да и на воде тоже. Чтобы разобраться в мотивах их поведения, нам нужно понять, что есть профессии, успешность в которых полностью зависит от репутации. Если бы жрецы сразу заявили о собственной несостоятельности, им пришлось бы менять профессию. А работа не пыльная, жалко. Можем ли мы экстраполировать события далекого прошлого на наше светлое настоящее? Легко. Чем занято сейчас множество евреев? Они строят «Берлинскую стену» между так называемыми светскими евреями и их религиозными братьями. Причем это строительство идет с двух сторон. Каждая из сторон претендует на право быть единственным выразителем надежд и чаяний всего народа и стремится решить проблему путем отсечения другой его части. Конечно, отрастить бороду и купить красивую шляпу намного легче, чем упорно трудится над приближением евреев к Торе. Но кто тогда выведет евреев из Египта? Каждый год мы отмечаем Пейсах. Мы выходим из Египта, дома рабства и как-то так получается, что через год нам опять приходиться выходить. Значит за этот год, мы успели вернуться? Почему так происходит? Мы подчинили свою жизнь компромиссам. В погоне за материальной составляющей этого мира мы иногда забываем о Б-ге. И как только это случается, мы снова оказываемся в своем персональном Египте. Иногда сытом и уютном, но Египте… Вообще, идея недопустимости компромисса в служении пронизывает всю историю исхода. Фараон, запуганный чудесами, предлагает «компромиссные» решения, но для Моше они неприемлемы. А для нас? Сама идея компромисса для иудаизма является глубоко чуждой. Почему? Потому что в результате компромисса ни одна из сторон не получает желаемого. Гневно обличая падение нравов в народе Израиля, мы тем самым отделяем себя (таких праведных и кошерных) от них, позабывших Б-га и боящихся только фараонов всех наших многочисленных Египтов. Но ведь это наша вина, что такие евреи существуют. Они не могут рассказать нам о Б-ге, они о нем не знают. Другое дело - мы. Значит, не мы их должны ругать и обличать, а они нас. ППишет наш святой Ребе, что на самом деле, в пасхальной агаде есть намек на еще одного сына. Того, кто вообще не явился на сейдер. И наш долг найти этого сына и вернуть его за пасхальный стол. Вот тогда с чистой совестью можно будет произнести: «В следующем году – в Иерусалиме!»

Омейн.

Шват 5771

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Чем эта заповедь отличается от «не прелюбодействуй» и «не укради»?
Совершая грех прелюбодеяния или воровства, человек изменяет окружающий мир и себя (в худшую сторону). Желая получить чужое человек, в первую очередь, хочет измениться сам (стать кем-то другим). Ведь не напрасно в каждом случае подчеркивается, что дом, жена и так далее, предназначены не этому человеку, а его ближнему.
Допустим, мы приняли решение заменить дверь нашей квартиры чужой дверью. На первый взгляд, обмен выгоден, потому что чужая дверь выглядит намного дороже. Но теперь мы не можем попасть в свою квартиру: ключи-то у другого! А значит, наши потери несоизмеримо больше, чем стоимость приобретения. То же самое происходит и с человеком: каждый из нас пришел в этот мир не просто так. Каждый имеет свое предназначение, задачу, которую может выполнить только он. Если он, следуя за своим желанием, покидает отведенное ему место, в мироздании возникает дыра, которую нечем заполнить. Все мироздание начинает функционировать неправильно.
Второй аспект проблемы в том, что в сравнительной системе ценностей невозможно достичь верхней границы.
Допустим, (не про нас будет сказано!) некто возжелал жену своего ближнего. Согласитесь, из этого вовсе не следует, что она лучше, чем его собственная, просто он не знает всех ее достоинств и недостатков. Тем не менее, сам факт желания чужой жены делает его собственный брак несовершенным. Самим фактом желания он признает, что его жена уступает в достоинствах другой женщине. Это делает человека  несчастным.
Как только из абсолютной системы ценностей мы перемещаемся в сравнительную, то обрекаем себя на бесконечные страдания. Потому, что стать обладателем самой-самой хорошей машины, квартиры или самого модного мобильного телефона невозможно в принципе. В то же время, человек, недовольный своим уделом, ставит под сомнение само существование Вс-вышнего (Благословен Он). Ведь все, что у нас есть, мы получаем от Него.
Почему эта заповедь запрещает не только делать что-то плохое окружающим, но запрещает и плохие желания и даже плохие мысли по отношению к ним? Желание — «рацон» — начало действия. Именно желание порождает действие. Испытывая желание, человек мысленно свершает задуманное. Реализовать свое желание ему, может быть, мешают какие-то внешние факторы, но внутренне он уже готов. Иначе бы желание не возникло.
Следует также понимать, что эта заповедь касается только негативного желания, в основе которого лежит стремление лишить своего ближнего чего-либо. Желать можно и нужно. Желать построить такой же красивый дом как у своего ближнего, вырастить таких же прекрасных детей…
   Ведь как евреи благословляют своих детей? Мальчикам говорят: «Пусть будешь ты подобен Эфраиму и Менаше», а девочкам «Пусть будешь ты подобна Ривке, Рахель и Лее».


Омейн.

Тевет 5771

Ожидание праведного Мошиаха — одна из центральных концепций иудаизма. Каждый еврей, который верит в единого Б-га,ожидает его каждый день. Множество книг написано на тему,как хорошо станет людям после его прихода: исчезнет смерть,уйдут болезни и так далее… Что же он до сих пор не явился? В трудах святого Аризала часто встречается термин «поднятие женских вод». В чисто физиологическом смысле это означает способность организма женщины к зачатию. В кабалистическом смысле речь идет о том, что каждое событие происходит только тогда, когда мир готов к нему.
В псалмах царя Давида еврейский народ часто называют невестой (женой) Всевышнего. Из сказанного становится понятно, что Всевышний (благословен Он) готов прислать Мошиаха в любую минуту, лишь бы мы были готовы принять его. То есть, получается, мы ждем самих себя?! Что же нужно сделать, что бы стать готовыми к приходу Мошиаха? Ответ прост — исполнять заповеди Торы. «Но разве наши праведные предки пренебрегали заповедями? — спросят меня скептики. — Если уж они исполняли недостаточно, то спрашивать с нас глупо и подавно. И вообще 613 заповедей — слишком много для «современного» еврея. Может быть, есть несколько, а лучше одна, исполнив которую, мы добьемся немедленного прихода Мошиаха?»
А Вы знаете, такая заповедь есть!
Попросили праведного Гилеля сформулировать суть Торы в одном предложении, и он сказал: «Возлюби ближнего своего как самого себя. Все остальное комментарий» То есть, 3000 лет мы имеем рецепт немедленного избавления — и досих пор им не воспользовались! Хотя, это действительно очень трудно:каждый из нас готов любить всех, но не каждого. Ведь в целом, мы — уникальный народ, избранный Творцом. Но вот у каждого есть недостатки, которые нас сильно раздражают. Даже в рамках одной общины нам иногда трудно прийти к согласию. Что уж говорить об огромном и разнообразном еврейском мире. А может, стоит попробовать искать друг в друге не недостатки, а достоинства? Ведь они есть у каждого. Конечно, мы живем в «МИРЕ СОКРЫТИЯ», и тут наши недостатки гораздо заметнее достоинств. Но, может, пора перестать прикрывать собственное раздражение «высокими богословскими рассуждениями»? Может, пора вспомнить, что в каждом из нас есть частица Б-га, и влюбиться именно в эту частицу? Давайте любить друг друга, давайте прощать друг друга!
Каждый из нас является хранителем маленького кусочка души праведного Мошиаха, который соответствует уровню «ехида» нашей души. Но «клипот», построенные нами, препятствуют воссоединению этих кусочков и воплощению Мошиаха в нашем мире. Именно поэтому так звучит эта заповедь: не просто — возлюби, но — как самого себя! Осознай себя частью целого, люби каждого, как любишь ты свою руку, ногу, голову — как часть тебя самого. И тогда мы дождемся праведного Мошиаха вскорости в наши дни.
Омейн.