Сегодня: 10 декабря 2018 г. | 2 Тевета 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

2 декабря, 2018 - 09:05

КОММЕНТАРИЙ РАВ ШАУЛЬ АЙЗЕКА АНДРУЩАКА К НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЕ ТОРЫ "МИКЕЦ" (ИЗУЧЕНИЕ ГЛАВЫ С 2 ДЕКАБРЯ/24 КИСЛЕВА)

«И увидел Йосеф при них Биньямина, и сказал он тому, кто над домом его: Введи этих мужей в дом и заколи [скот] закланием и приготовь; ибо со мной будут есть эти мужи в полдень» (Берешит, 43:16).
 
Казалось бы очень информативный стих. Чего там только нет? Например, там нет упоминания о полдне какого дня недели идет речь. Казалось бы. А на самом деле, в Мидраш Раба поясняется: ««Приготовь» - «приготовь» это всегда о субботе, как сказано «И будет в шестой день, и приготовят они то, что принесут» (Шмот, 16:5). Это значит, что Йосеф соблюдал субботу до того, как она была дана». Вот так.
 
 На первый взгляд, слова мидраша можно понять в том смысле, что, во-первых, Йосеф соблюдал субботу. В отличие от кое-кого другого. Кого? Вероятно в отличие от своих предприимчивых братьев. А, во-вторых, субботу он соблюдал, а другие заповеди, пока они не были заповеданы, не соблюдал.
 
Мыслимо ли такое дело? В мишне в конце трактата Кидушин сказано, что праотцы соблюдали ВСЮ Тору, все ее заповеди, хотя ничего из этого еще не было заповедано.
 
Конечно, лишь трое зовутся праотцами — Авраѓам, Ицхак и Яаков.  Сыновья Яакова («колена») - это уже другая история.
 
А, с другой стороны, еще об Авраѓаме было сказано «Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Г-сподень и т.д.» (Берешит, 18:19). И понятно, что это же верно применительно  к Яакову. Так что сомневаться в том, что сыновья Яакова соблюдали все, что соблюдал их отец, дед и прадед, не приходится. Т.е. все двенадцать соблюдали все, а не только заповедь о субботнем дне.
 
Но, как следует из слов мидраша, то, что именно Йосеф соблюдал именно заповедь о субботе упоминается в тексте Писания (пусть и намеком). А то, что он (как и все его братья) соблюдал и все остальные заповеди Торы, почему то не упоминается никак. Интересно, почему так?
 
 В том же Мидраше Раба, только гораздо ниже, тема соблюдения субботы Йосефом всплывает еще раз. И там сказано так: ««Кто предварил Меня?» (Йов, 41:3) — это о Йосефе, который опередил и соблюдал субботу до того, как она была заповедана. «И заколи [скот] закланием и приготовь» - сказал р.Йоханан: канун субботы был и готовились...сказал Пресвятой, Благословен Он: «Йосеф, ты соблюдал субботу до того, как была дана Тора. Жизнью твой клянусь: я отплачу сыну твоего сына и будет он приносить жертвоприношения в субботу».
 
Это, естественно, о Пинхасе.
 
 Получается, что в том, как Йосеф соблюдал субботу было нечто принципиально отличное (и, надо полагать, более возвышенное), в сравнении с тем, как соблюдали заповеди его братья. И с тем, как соблюдал остальные заповеди он сам. И именно поэтому именно и только соблюдение им субботы упомянуто в тексте. И только за соблюдение им субботы его потомок удостоился особой награды и т. д.
 
Так что там было такого особенного?
 
И почему намекается на это «что-то» именно в словах «и заколи [скот] закланием и приготовь»? 
 
По простому, из слов мидраша про то, что любое приготовление (упоминаемое в Писании) — это приготовление к субботе, следует, что из того, что Йосеф распорядился приготовить еду (МЯСО!!!!!!) на субботу на кануне субботы, следует, что он соблюдал субботу.
 
Но почему нужно рассказывать о том, что Йосеф соблюдал субботу таким замысловатым образом? Почему бы не сообщить об этом прямым тестом — привести пример соблюдения им субботы В СУББОТУ. А не приготовлений в канун субботы.
 
Мехильта, например, это очень красиво обыгрывает. Там сказано, что то, что Йосеф готовился к субботе в канун субботы, доказывает, что тот соблюдал заповедь «помни день субботний», которая исполняется как раз подготовкой к субботе в будни.
 
Красиво. Но Мидраш Раба ничего такого не говорит. Так как же так?
 
Для того, чтобы ответить на все возникшие вопросы, следует разобраться вот в чем: почему мидраш так настойчиво подчеркивает то, что Йосеф соблюдал субботу до того, как была дарована Тора? Разве это не очевидно? Разве есть хоть кто-то, кто может ошибиться на этот счет?
 
 "Яфа тоар» (один из самых объемных комментариев на Мидраш Раба, Турция, 16-ый век) отвечает на этот вопрос с убийственной элегантностью: ѓалахический стутус Йосефа — бен Ноах («потомок Ноя»). Какое еще соблюдение субботы бен-ноахом? Бен-ноаху за соблюдение субботы смерть полагается, а не награда! Так вот не так: у праотцов и их потомков был особый статус и т. д.
 
Допустим. Но в таком случае нужно подчеркивать не то, что дело было до дарования Торы. А то, что бней-ноах запрещено соблюдать законы Торы. Потому что запрет то он запрет что до дарования Торы, что после.
 
 Дело вот в чем. Мидраш говорит о субботе «до того, как была дана». Дать или не дать можно только то, что уже существует. Значит если мы говорим (мидраш говорит) о субботе «до того, как была дана», значит суббота «существовала» уже до дарования Торы. Потому и бней-ноах было запрещено ее соблюдать. Не было бы субботы — не могло быть и запрета!
 
В Торе подчеркивается, что одна из причин установления субботы — служить напоминанием о шести днях Творения и седьмом дне — дне отдохновения. И прямым текстом говорится о том, что суббота была выделена из череды дней. Как сказано «И завершил Б-г на седьмой день Свой труд, который делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, который делал. И благословил Б-г седьмой день и освятил его, ибо в сей (день) почил Он от всего Своего труда, который сотворил Б-г делать» (Берешит, 2:2-3). Заповедь о субботе была дана только сынам Израиля и только по выходе из Мицраим, на горе Синай. Но «благословил и освятил» ее Всевышний на заре, так сказать, мироздания.
 
 А почему, в таком случае, суббота дана только сынам Израиля? А потому, что другая причина ее установления в том, чтобы напоминать, что рабами мы были в земле мицримской, но вывел нас оттуда Всевышний рукой сильной и мышцей простертой и т. д.
 
Иными словами, именно суббота — потому, что она освящена и благословенна из всех дней. Именно евреям — потому, что мы освящены и благословенны из всех народов. Как известно.
 
 Теперь становится понятна разница между субботой и остальными заповедями Торы. Остальных заповедей до дарования Торы вообще не существовало. Не было такой реальности. Этроги были. Но эти этроги к будущей заповеди о вознесении четырех видов растений в Суккот не имели отношения. Сколько ими не маши.
 
 А суббота — была. Еще не заповеданная, но уже именно та самая. Поэтому ограничения на ее соблюдение бней-ноах уже тогда существовали, как уже упоминалось.
 
Просто, до дарования Торы суббота принадлежала Всевышнему. Творцу. И творения не имели права «прикасаться» к ней. Соблюдать ее. А затем Всевышний даровал ее своему избранному народу. После чего избранный народ, на правах получателя, получил к ней доступ.
 
 А теперь о разнице в соблюдении субботы между Йосефом и его многочисленной родней.
 
Авраѓам, Ицхак, Яаков и все его сыновья, кроме Йосефа, «соблюдали субботу» в том смысле, что совершали действия (а, главным образом, воздерживались от совершения действий) имитирующие, с позволения сказать, субботу. Но субботой это не было. Ибо суббота, как мы знаем, еще не была дана. Хотя и существовала. А самим до нее дотянуться — никак.
 
А вот Йосеф каким-то непостижимым образом дотянулся. И Тора увековечила этот факт, упомянув его в вечном тексте — тексте Писания.
 
Чем же Йосеф отличался от своих? Это общеизвестно. Все семейство тероховичей, начиная с Авраѓама и далее до спуска в Мицраим, как минимум, были пастухами. Что такое пастух? Это тот, кто ведет антисоциальный образ жизни — угоняет скот куда подальше от человеческого жилья и там играет на дудочке и любуется облаками. Иными словами, пастухи — это те, кто служат Всевышнему в этом мире, удаляясь, по возможности, от этого мира, чтобы не зашквориться об него. Такое еврейское почти монашество, не о нас будь сказано.
 
 И только Йосеф представлял и олицетворял совсем другой (и даже прямо противоположный) подход. Он, прям, рвался навстречу этому миру и жадно его жамкал при каждой возможности. Привнося этим в мир элемент б-жественного присутствия.
 
Именно в заслугу этого революционного подхода он удостоился того, что и его суббота (единственная из существовавших на тот момент, как объективная реальность, заповедей) была от мира сего. А не иллюзорная, как у остальных,
 
Конечно, и это было не совсем-то, что после дарования Торы. Но настолько близко к тому, сколько только возможно.
 
 Почему же Тора намекает на уникальное соблюдение субботы Йосефом упоминанием того, как он готовится к субботе? А не собственно соблюдение?
 
Ответ таков: соблюдение субботы (воздержание от работы в субботы) воздействует на самого соблюдающего. А ми р приводит в состояние субботы приготовления к ней в будни. Выделение ее из будней посредством этих приготовлений.
 
Эта концепция выводится мидрашами как раз из уже цитировавшихся слов стиха ««И будет в шестой день, и приготовят они то, что принесут»: то, что еда на субботу приготовлена заранее делает ее значимой, «субботней».
 
 На практике, соблюдение субботы Йосефом  отличалось от соблюдения ее его родственниками, главным образом, тем, что будучи обостренно чувствительным к аспекту «этого мира», Йосеф был способен почувствовать как мир меняется в субботу. И вел себя в соответствии с этим ощущением.
 
 Нечто подобное существует в соблюдении субботы и в наши дни. Т.е. после дарования Торы. Есть, назовем его так, технический уровень. На котором соблюдение субботы сводится к совокупности определенных действий. На всех уровнях — поступков, речей и мыслей. Но даже такое, идеальное, с формальной точки зрения, соблюдение субботы никак не гарантирует то, что человек «ощущает» субботу. Вполне может быть, что, на уровне ощущения, суббота для него ничем не отличается от будней.
 
Понятно, что когда этот порог преодолевается, и соблюдение субботы поднимается на качественно более высокий уровень. Хотя, формально, еще раз, ничего не меняется.
 
А кто сказал, что все сводится к формальному? Наоборот! Именно преодоление формальных рамок, возвышение над ними приводит к подлинным духовным свершениям и неотвратимо приближает Избавление.
 
 Вот-вот придет Машиах. И ощущение святости субботы и изменений в духовной и материальной природе мироздания, с ее наступлениям, станут настолько явственными, что не о чем будет и говорить. Попомните мои слова!

комментарии