Сегодня: 21 ноября 2018 г. | 13 Кислеваа 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

8 ноября, 2018 - 11:37

Вопрос раввину: Почему развитие науки и техники не делает наш мир лучше?

Уважаемые раввины, объясните мне, почему развитие современной науки и техники не делает наш мир лучше? Как вообще иудаизм относится к техническому прогрессу?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы правы, современный мир, несмотря на бурное развитие науки и техники, действительно остается далеким от совершенства. Почему же это происходит? Неужели новые открытия и достижения современной науки не могут сделать человечество счастливым?
 
Чтобы ответить на Ваш вопрос, обратимся к словам наших мудрецов. Рав Элияу Деслер (Михтав ме-Элияу, стр. 270-271) спрашивает, почему Тора осуждает Туваля, основным занятием которого была разработка орудий из металла и железа (Берешит 4:22). Представьте себе, во времена, когда все орудия труда были деревянными или каменными, какой это был шаг вперед — сделать, например, железный плуг? Насколько это облегчит жизнь человека! Тем не менее, Тора называет его «Туваль-Каин» (по имени Каина, который убил своего брата), поскольку видит в его деятельности разрушение: он совершенствовал орудия убийства и, таким образом, шел по пути Каина (Раши к Берешит 4:22).
 
Подобный вопрос можно задать и о запрете использовать железные инструменты для обтесывания камней жертвенника (Шмот 20:22). Раши объясняет: жертвенник предназначен для продления дней (жизни) человека, а предназначение железа (в том числе) — сокращать жизнь. Поэтому железо не должно касаться камней жертвенника. Почему же наши мудрецы видят в железе именно средство убийства? А как же все те полезные для человечества вещи, которые изготовляют из железа?
 
Объясняет рав Деслер: Всевышний специально создал этот мир несовершенным. В Своей мудрости он оставил человеку возможность совершенствовать этот мир и, таким образом, становиться партнером Всевышнего в творении. Поэтому до вмешательства человека — все компоненты этого мира по умолчанию несовершенны и могут использоваться только для разрушения, как железо — для изготовления оружия или кирпичи — для строительства Вавилонской башни. И только человек может найти правильное применение этим ресурсам и так раскрыть их огромный потенциал.
 
Однако не всегда человек способен на это. Если цель его только в том, чтобы улучшить свое материальное положение в этом мире, то все достижения науки и техники так и останутся на своем изначальном уровне, а изначально это — средства разрушения. Если же его заботит духовный рост и использование этих ресурсов для служения Творцу, он сумеет раскрыть их конструктивный потенциал.
 
Поэтому при всех достижениях современной науки мир остается несовершенным. Ведь для того, чтобы их правильно использовать, человек в первую очередь должен стремиться к духовному росту, только тогда он сможет по-настоящему совершенствовать этот мир.
 
Мидраш (на Коэлет 7:28) говорит, что, создав первого человека, Творец провел его по Ган-Эдену, показал ему всю его красоту и сказал: «Все, что Я создал, — для тебя создал. Заботься об этом мире, чтобы не разрушить его».
 
Всем известно объяснение этого мидраша, которое дает Рамхаль в своей книге «Месилат Йешарим». Конечная цель создания человека — это именно Будущий мир, а наш мир — только коридор, по которому, выполняя волю Творца, можно прийти к цели. Поэтому Творец говорит Адаму, чтобы тот своими действиями в этом мире не лишил себя возможности попасть в мир Будущий (Ган-Эден).
 
Однако многие мудрецы понимают этот мидраш «буквально», а именно — что речь идет о нашем мире. Если принять это понимание, можно сказать, что наша работа по сохранению и совершенствованию этого мира заключается именно в работе над собой и в духовном росте. Ведь только тогда у нас будет возможность увидеть, как правильно раскрыть потенциал этого мира.
 
С уважением, Яков Шуб

комментарии