Сегодня: 21 ноября 2018 г. | 13 Кислеваа 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

7 ноября, 2018 - 10:47

Распорядок дня еврея 6. Шахарит

Час молитвы — это важнейшее и избранное время дня. Три установленных на протяжении дня молитвы являются его целью и плодом. Этот распорядок необходим душе, как пища для тела.
1. С утра молятся «шахарит»(текст приведен в сидуре). Перед этим одевают талит и тфилин.
 
Значение молитвы
 
2. В книге «Кузари» рабби Йеуда Алеви говорит о значимости искренней молитвы.
 
«Истинная молитва не является простым повторением слов без мысли и внимания. Она отличается обдуманностью каждого своего выражения и сосредоточенностью в произношении ее. отражая все. что происходит в душе человека.
 
Час молитвы — это важнейшее и избранное время дня. Три установленных на протяжении дня молитвы являются его целью и плодом.
 
Этот распорядок необходим душе, как пища для тела. Отдаляясь от молитвы, душа мрачнеет от соприкосновения с окружающим миром, во время же молитвы она очищается от всего пережитого, и таким образом человек приготовляет свою душу к грядущему».
 
3. Утренняя молитва включает:
 
— ברכות השחר («бирхот ашахар»— см.выше — глава 3-я)
 
— פרשיות הקרבנות («паршиет акорбанот») — произнесение отрывков из Торы о жертвоприношениях
 
— פסוקי דזמרה («псукей дезимра»)
 
— קריאת שמע («криат шма» к ее брахот)
 
— שמונה עשרה (молитва «шмоне эсре», которую затем повторяет шлиах цибур)
 
— תחנון («таханун»— молитва о прощении грехов)
 
— чтение Торы (в соответствующие дни, например: понедельник и четверг, первый день месяца и т.д.)
 
— заключительная часть. Тексты (פרשיות) о жертвоприношении
 
4. Желательно после бирхот ашахар произнести помещенные в сидуре тексты из Торы, рассказывающие о заклании Ицхака (עקדת יצחק), жертвоприношениях в Храме и другие.
 
В «Мишна Брура» поясняется. что мы читаем о жертвоприношении Ицхака. чтобы пробуждать ежедневно перед Б-гом воспоминания о заслугах праотцов, а также, чтобы приучить себя покорять свои страсти и желания, подобно нашему праотцу Ицхаку. который готов был отдать свою жизнь, когда повелел ему Всевышний.
 
Говорят ХАЗАЛ, что все то время, пока Храм не построен. занимающийся законами жертвоприношений — как бы совершает их в действительности.
 
Надо вдумываться в описание жертвоприношений и вникать в их детали, чтобы осознавать произносимое.
 
«Псукей дезимра» — פסוקי דזמרה
 
5. Псукей дезимра — это главы из Теилим и другие отрывки из ТАНАХА. в которых воздается хвала Всевышнему. Перед тем. как молиться и просить Бога за себя, за наш народ и за весь мир — мы читаем псукей дезимра, прославляя величие Бога и воздавая Ему хвалу.
 
6. Перед псукей дезимра говорят браху ״ברוך שאמר״ — «Барух шеамар», а после них браху — «ישתבח» — «Иштабах».
 
В брахе «Барух шеамар»— 87 слов, таково же численное значение букв в слове «פז» (червонное золото). Написано в «Песне Песней»: «ראשו כתם פז» — «Голова его словно из червонного золо-та», т.е. вначале (во главе) молитвы — браха из 87 слов.
 
Произносят «Барух шеамар» стоя, держа перед собой две передние цицит, и в конце брахи целуют цицит.
 
7. От брахи «Барух шеамар» и до окончания молитвы шмоне эсре нельзя произносить ничего постороннего. Ниже в этой главе, закон 29, приводится таблица, показывающая, когда и как надо отвечать «амен», «кдуша» и т.п. посреди молитвы.
 
Псукей дезимра надо читать с пониманием, не спеша, стараясь, чтобы это звучало приятно, и произнося каждую букву внятно, будто отсчитывая дорогие монеты.
 
8. ״מזמור לתודה״ — «Мизмор летода»(из псукей дезимра) не говорят в субботу, в праздники, в зрев Пзсах (14 нисан), все время Пэсаха и в зрев Йом Кипур (9 тишрей).
 
Произнося фразу из ״פותח את ידך ומשביע לכל חי רצון״ :״אשרי״ — «Ты открываешь Свою руку и Своим благоволением насыщаешь все живое» (перевод основан на РАШИ), надо иметь в виду, что Всевышний наблюдает за всеми Его созданиями и поддерживает их существование. Если же молящийся произнес эту фразу, не сосредоточившись на смысле, он должен повторить ее. В «Мишна Брура» сказано, что следует повторить начиная с этой фразы — до конца главы «אשרי».
 
В следующих местах псукей дезимра принято стоять: в ״ברוך שאמר״,
 
в ״ה׳ מלך ה׳ מלך ה׳ ימלך לעולם ועד״ (которая говорится по субботам),
 
в ״אתה הוא ה׳ האלקים״ до ״ויברך דויד״
 
в ״ישתבח״.
 
Евреи восточных общин не стоят в .״ישתבח״
 
9. Когда имеется миньян, то ведущий молитву — шлиах цибур (שליח ציבור) — произносит после «ישתבח» кадиш. Связанный с этим закон приводится в данной главе, законы 105-108.
 
После кадиша шлиах цибур громко произносит:
 
״ברכו את ה׳ המברך״ — «Барху эт ашем амеворах».
 
Присутствующие отвечают:
 
— ״ברוך ה׳ המברך לעולם ועד״
 
«Барух aшeм амеворах леолам вазд».
 
После того, как отвечено на «барху». начинают криат шма с ее благословениями, как будет описано ниже.
 
Как поступить опоздавшему на молитву
 
10. Надо приходить в синагогу к началу молитвы, чтобы вместе со всеми прочесть псукей дезимра. ничего не пропуская.
 
Однако важнее всего молиться с миньяном шмоне зсре. Поэтому XA3AЛ разрешили тому, кто опоздал и пришел в синагогу посредине псукей дезимра, пропустить некоторые главы из этой части молитвы, с тем чтобы успеть произнести шмоне эсре вместе со всеми. Криат шма и ее благословения следует читать, ничего не пропуская.
 
После молитвы стоит досказать все пропущенные главы.
 
11. Опоздавший в синагогу, должен одеть талит и тфилин с соответствующими брахот, и сказать хотя бы следующие благословения: ״אלקי נשמה״ ,״על נטילת ידים״ и бирхот атора, так как существует мнение, что их нельзя произносить после молитвы. Если не успел сказать остальные бирхот ашахар — надо сказать их после молитвы.
 
Затем опоздавший говорит
 
״ברוך שאמר״ до ;״מלך מהלל בתשבחות״
 
״אשרי״ до ;״מעתה ועד עולם הללויה״
 
״הללו את ה׳ מן השמים״ до ;״עם קרבו הללויה״
 
״הללו א־ל בקדשו״ до ״כל הנשמה תהלל יה הללויה״;
 
а затем браху ״ישתבח״ (и после этого продолжает криат шма и ее благословения, не пропуская ничего).
 
12. Если есть дополнительное время, то после ״ברוך שאמר״ читают все главы из Теилим, начинающиеся и заканчивающиеся словом ״הללויה״ от ״אשרי״ до ״כל הנשמה תהלל הללויה״ и браху ״ישתבח״.
 
Если времени достаточно, то перед «ישתבח» надо произнести ״ויברך דויד״ до ״לשם תפארתך״.
 
И если позволяет время, то к тому же надо произнести все от ״הודו לה׳ קראו בשמו״ до ״והוא רחום״, а затем начать с ״אשרי״.
 
Если же наоборот, времени совсем мало, то после упомянутых выше брахот из бирхот ашахар. надо сказать: «אשרי», «ברוך שאמר» и ״ישתבח״.
 
13. Если миньян уже начал брахот перед чтением «Шма Исраэль» (יוצר אור״"), то прежде всего нужно произнести необходимые благословения из бирхот ашахар (см.выше), затем, если опоздавший видит, что успеет, сказать ״ישתבח׳^ ״אשרי״,ברוך שאמר״, а затем криат шма с ее благословениями и начать шмоне эсре вместе со всеми. Если же успеть невозможно, то, по мнению «Шулхан Арух» надо начать вместе со всеми брахот перед криат
 
шма, а после молитвы досказать все псукей дезимра, но без благословений ״ברוך שאמר״ и ״ישתבח״, а «Мишна Брура» приводит мнение автора книги «Мишкенот Яаков», что лучше молиться тогда в одиночку по порядку и прочесть тогда псукей дезимра с их благословениями ״ברוך שאמר״ и .״ישתבח״
 
14. В субботу и в праздники, если времени мало, говорят ,״ברוך שאמר״ ״נשמת כל חי״,״אשרי״ и ״ישתבח״.
 
Если времени больше, то произносят те главы, которые читаются в будни, так как то, что говорится чаще, считается более важным, если же времени в достатке, то читают и ״לדוד בשנותו״ ,״למנצח״ и ״תפילה למשה״.
 
Чтение криат шма имеет много правил, как будет объяснено ниже. Пропуски в псукей дезимра с тем, чтобы успеть прочесть молитву шмоне эсре с миньяном, допустимы, только если при этом остается достаточно времени прочесть криат шма по всем требованиям ее законов. В спешке же невозможно быть точным. Поэтому, если опоздавший видит, что придется торопиться при чтении «Шма Исраэль» чтобы успеть шмоне эсре вместе со всеми, то он должен прочесть в одиночку всю молитву по порядку должным образом.

комментарии