Сегодня: 20 октября 2018 г. | 11 Хешвана 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

10 октября, 2018 - 06:06

Вопрос дня: Как объяснить, что вавилонский миф о потопе точнее мифов других народов?

Здравствуйте! Я недавно узнала о том, что существует вавилонский миф об Утнапиштиме, в котором описаны события Всемирного потопа, причем не только сюжет, но и многие детали мифа соответствуют тому, что написано о потопе в Торе. Про потоп есть немало мифов и у других народностей, но у них мало общего с Торой. Как это можно понять? Спасибо.
 
Уважаемая E., спасибо за Ваш вопрос.
 
Действительно, сюжет о потопе широко распространен в мировой культуре. У всех народов, даже у примитивных племен Америки, Австралии и Африки, не имевших связи с цивилизацией Азии и Европы, есть легенды о потопе. И это вполне естественно, ведь все человечество после потопа произошло от трех сыновей Ноаха, непосредственных свидетелей этой катастрофы, как сказано (Берешит 9, 18-19): «И были сыны Ноаха, вышедшие из ковчега: Шем, и Хам, и Йефет… Эти трое — сыны Ноаха, и от них расселилась вся земля».
 
Историк д-р А. Смит, специалист по изучению потопа, собрал библиотеку о потопе — 80 000 книг на 72 языках, и в 70 тысячах из них говорится об остатках ковчега Ноаха!
 
Тора, сообщающая нам о потопе, была дана Израилю в 2448 году от сотворения мира, спустя 792 года после потопа. Содержание Торы ни для кого из народов, существовавших во время ее дарования, не было тайной. И никто из них — ни египтяне, ни ассирийцы, ни вавилоняне и др. — не оспаривали достоверность этого события…
 
Представим себе, что сегодня какой-то ученый сообщит о подобном катаклизме, случившемся 800 лет назад! Опровержения так и посыплются, ведь не может быть, что о таком крупномасштабном событии нет упоминания в летописях и народной памяти.
 
Однако сохранить все детали и подробности — это уже другой вопрос; принцип «испорченного телефона» во многом влияет на народные легенды, тем более когда их истоки уходят вглубь тысячелетий. А тот факт, что именно у вавилонян сохранилась наиболее точная картина, легко объяснить тесной связью этой культуры с еврейской мудростью.
 
Первая группа евреев, состоящая в основном из величайших мудрецов поколения, была изгнана в Вавилон вместе с царем Йехонией еще за одиннадцать лет до разрушения первого Храма и всеобщего изгнания туда (см. Гитин 8а). Вавилонские правители очень уважали и ценили мудрость Торы. Многие цари делали еврейских мудрецов своими личными советниками (см. книгу Даниэля и др.).
 
Кроме того, даже после завершения семидесятилетнего изгнания только небольшая часть народа вернулась в Иудею, а большинство все еще оставалось в Вавилоне. Еврейские общины существовали там на протяжении более тысячи лет, особенно известны знаменитые ешивы Гаонов, служившие мировым центром изучения Торы и выведения алахи (практического руководства к действию) для всей диаспоры.
 
Если учитывать такую тесную связь с еврейской традицией, нет ничего удивительного в том, что именно вавилонский миф отражает гораздо более точную картину событий, чем традиции других народов, не имевших возможности ознакомиться с детальным свидетельством Торы о событиях потопа.
 
С уважением, Натан Агрес
 
материалы о потопе взяты из книги рава Ицхака Зильбера, зацаль, «Беседы о Торе» гл. Ноах

комментарии