Сегодня: 26 сентября 2018 г. | 17 Тишрея 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Традиции

9 сентября, 2018 - 07:01

МЕСЯЦ ТИШРЕЙ

Месяц Тишрей седьмой по счету от месяца Нисан.
 
Как правило, начало года всегда приходится на первый месяц года, так почему же мы, евреи, отмечаем новый год в седьмом месяце? Надо отметить, что у нас все, — ни как у других народов мира. Нисан для нас первый месяц в году по той простой причине, что в этот день наш народ вышел из Египта, из дома рабства. А Тишрей — это начало отсчета календарного года.
В этот день завершено Творение — создан первый человек — Адам. В этот день на протяжении всей человеческой истории происходило много чрезвычайно важных событий: как, например, — жертвоприношение нашего праотца Ицхака, в этом месяце родились наши праотцы Авраам, Ицхак и Яков.
 
С этого дня начинается отсчет истории человечества.
 
Этот день — первого Тишрея — начало первого и единственного в мире точного календаря. Почему точного, потому что это единственный календарь, полученный человеком от Творца Мира.
 
Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям — умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться в своих ошибках и вернуться к своему Создателю, сделать тшуву. Таким образом, начало месяца Тишрей ( Рош Ашана) — это начало суда над человеком и предоставление ему возможности исправиться. И вплоть до 10 тишрея — Йом Кипура есть у человека такая возможность склонить чашу весов в свою сторону, приняв однозначное решение — больше никогда не повторять своих ошибок. Почему же Йом Кипур называется праздником? По простой причине, мы постимся и проводим весь этот день в молитвах, обращенных к Создателю.
 
В этот день мы, евреи, чувствуем необычайную близость к Б-гу, и не сомневаемся, что Отец наш небесный простит нас и запишет в книгу долгой и счастливой жизни. Тишрей самый насышенный праздниками месяц. После Йом Кипура, евреи сразу же приступают к строительству шалашей, ведь через четыре дня начинается праздник Суккот. Этот праздник символизирует постоянную заботу Всевышнего о своем народе.
 
И, несмотря на то, что уже начало осени и в любой момент может пойти дождь, наш народ демонстрирует всему миру свое доверие к Творцу, мы переселяемся из наших квартир в шалаши. Мы знаем, ничего плохого с нами не случится.
 
Праздник Суккот длится семь дней и сразу же после его окончания начинается праздник, который называется Симхас Тойре (радость Торы). В этот день мы радуемся тому, что являемся единственным народом, обладающим сокровищем под названием Тора.
 
Незнающий человек может спросить, что же такого ценного есть в этой Торе, что евреи так счастливы обладать ею? Ответить на этот вопрос одновременно и сложно и просто.
 
Сложно, потому что вся мудрость мира заключена в Торе.
 
Все, что наука уже открыла, то что откроет и то чего никогда не постигнет, — есть в Торе. Б-г смотрел в Тору и творил мир, поэтому нет ничего в этом мире, о чем бы не говорила Тора.
 
Тайны мироздания, космоса и созвездий, прошлое и будущее человечества все это есть в Торе. Но самое главное, о чем следует сказать, это взаимоотношение между людьми, чрезвычайно сложное и, казалось бы, самое неразрешимо в этом мире, — так же находит свое отражение в Торе. Так что же такоеТора? Попробуем привести одно из самых «простых» объяснений.
 
Однажды один нееврей обратился к еврейскому мудрецу Хилелю и попросил его научить Торе за то время, что он стоит на одной ноге, т. есть как можно кратко. Хилель-азакен ответил ему:
 
Машэ сонуй алэйха, аль таасэ лэ хаверха.
 
Что в переводе на русский звучит так: То, что ты сам ненавидишь, не делай для своего ближнего.
 
А другой мудрец, живший во времена разрушения второго Храма, раби Акива объяснил эти слова следующим образом:
 
Он сказал:
 
Зэ клаль годоль бэ Тора.
 
Что означает: Это самое важное, центральное место в Торе.
 
Опять не понятно о чем идет речь. И какая связь между запретом делать что-то нехорошее ближнему и самым важным в Торе? И как это я могу не делать плохое человеку, который обидел меня или просто мне неприятен?
 
И тогда нам на помощь приходит другой величайщий знаток Торы, живший в 10 — 11 веках в Европе (Германии и Франции) РАШИ ( раби Шломо Ицхаки, что означает Шломо сын Ицхака) и объясняет нам слова великого Хилеля и раби Акивы. И что же он говорит? А говорит он очень простую вешь: Возлюби ближнего, как себя самого. То есть, ведь себя самого, дорогого и ненаглядного, самого умного и неотразимого ты любишь больше всего на свете!
 
Так вот, точно также — люби своего ближнего.
 
Это и есть самое главное, о чем учит нас Тора. Любить ближних, любить человека и не причинять ему зла. Потому что если ты сделал кому-то плохо, то ты сделал плохо самому себе. Мало того ты сделал плохо не просто человеку, а Человеку, созданному по образу и подобию Создателя.
 
Значит, сделав плохое человеку, ты сделал плохо частице божественной души, которая в человеке. А за это тебе положено наказание. Так не делай же себе «плохо» — говорит Тора.

комментарии