Сегодня: 18 августа 2018 г. | 7 Элула 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

16 июля, 2018 - 10:19

Месяц Менахем Ав: "И это к добру". Смирение и любовь - путь к возрождению Храма

Нахум Иш Гам зу твердо верил в то, что даже тогда, когда кажется, что все идет из рук вон плохо, на самом деле «И это к добру», и что именно таким путем достижимо настоящее благо (причем выражение гам зу летова скрыто в самом слове טוב, поскольку гиматрии трех букв этого слова, помноженные одна на другую равны гиматрии לטובה זו גם, гам зу летова).

Рассказывается, что Нахум Иш Гам зу, несмотря на переносимые им ужасные страдания, умел им радоваться, поскольку на его высоком уровне праведности он распознавал то огромное добро, которое ему преподносят страдания, благодаря скрытому в них благу.

То же самое можно сказать и в отношении разрушения Храма, всех падений и надломов месяца Ава – утешение (нехама, נחמה) придет на основе подхода Нахума Иш Гам зу (נחום), когда мы сможем сказать от всего сердца "гам зу летова". В самом разрушении святого Храма скрыто благо, так как оно исходит от Всевышнего, чтобы очистить место для строительства третьего Храма, который уже будет вечным, - согласно алахическому определению «разрушает для того, чтобы строить» - после разрушения появляется возможность построить лучшее здание, чем стоявшее до него.

На языке Хасидизма 9-го Ава мы приходим к точке איִן - «ничего» – полного аннулирования, из которой появляется новое «есть» יש, что не может возникнуть, пока есть старое (ישן) יש. Это подобно первой стадии разложения зерна, перед тем, как из него начнет прорастать росток.

Отсюда можно сделать заключение, какая именно духовная работа требуется от каждого из нас, чтобы достичь скрытого в 9-м Аве блага: быть на уровне איִן - положительного смирения, «И душа моя повергается в прах пред каждым». Это секрет праха Авраама Авину, сказавшего о себе: «А я прах и пепел», праха, который подложили Нахуму Иш Гам зу. Смерть и разрушения 9-го Ава приводят нас к איִן, после которого прорастет новое יש, но при условии, что мы будем вести себя с необходимой долей смирения, как бы уподобляясь праху, тогда мы сможем избежать многих страданий и возродиться без смерти и боли!

От Шимона к Шимону

Мы упоминали колено Шимона, имеющее отношение к месяцу Aв. Колено Шимона на фоне остальных колен кажется отверженным – подобно его имени, происходящим от высказывания его матери «услышал Б-г, что я нелюбима» - и из-за его поступков Моше не благословил его перед своей смертью. И все же что-то очень хорошее скрыто в колене Шимона. Оно проявляется в одном из самой известных цадиков, названных этим именем, - рабби Шимона Бар Йохая, который присоединился к оптимистичным праведникам, раскрывающим скрытое благо (рабби Шимона также называют "жизнерадостный рабби"…).

Согласно Каббале, душа рабби Шимона Бар Йохая является инкарнацией души самого Моше Рабейну. О рождении Моше сказано: "и увидела его, что он хорош" – в точности как в первом появлении слова тов в Торе «свет… хорош (тов, טוב)». Поэтому наши мудрецы истолковывают, что, когда родился Моше, дом наполнился светом. Подобно свету при Сотворении мира, который был скрыт в самом начале, Моше был сокрыт в тайном месте (сначала дома, а затем в коробе среди тростниковых зарослей Нила). Но предназначение Моше в том, что обнаруживать скрытое добро в Торе (которую он спустил нам), «придет хороший [Моше] и получит хорошее [Тору] от Хорошего [Творца] для хороших [Исраэль]». Моше Рабейну открыл в основном внешнюю часть Торы, а рабби Шимон продолжил его дело, выявляя скрытое добро посредством раскрытия сокровенных тайн внутренней Торы.

Учителем рабби Шимона был рабби Акива, а Учителем рабби Акивы - Нахум Иш Гим зу. И у рабби Акивы мы находим выражение, подобное высказыванию его наставника: «пусть всегда человек имеет привычку говорить: все, что делает Всевышний, делает к добру». И так он поступал сам, когда происходили тяжелые события, и даже когда он увидел город Рим в его величии, а святой Храм в руинах, он рассмеялся и объяснил свой смех так: если разруха уже достигла своей кульминации, несомненно придет и утешение. Тем не менее, объясняется, что рабби Акива не достиг уровня своего наставника Нахума Иш Гим зу: Нахум видел само добро в том, что представляется плохим, и рабби Акива только укреплялся в вере в то, что в конце концов зло исчезнет, обратившись в добро. Но рабби Шимон достиг уровня Нахума Иш Гим зу через рабби Акиву, своего Учителя, превзойдя его (подобно тому, как внук похож на деда больше, чем на отца). И так приводится от имени Адмор а-Закена, автора книги Тания, «для таких высоких душ, как рабби Шимон Бар Йохай, Святой Храм никогда не был разрушен!».

Разрушение Храма произошло из-за беспричинной ненависти, в своем Учении рабби Шимон раскрывает нам рецепт лекарства от нее: «в заслугу симпатии, возникающей из-за беспричинной любви, будет построен новый Храм».

комментарии