Сегодня: 24 июня 2018 г. | 11 Тамуза 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

22 мая, 2018 - 12:35

Энциклопедия иудаизма: Молитва Ханы — или как победить Вс-вышнего

Хана – одна из 7 женщин-пророчиц, упомянутых в Танахе. Она была женой Эльканы и матерью пророка Шмуэля. Имя Хана происходит от слова «хен» – прелесть.В молитве Ханы — 113 слов — ровно  столько раз встречается в Торе слово «лев» — (сердце).

Пьяная

Когда первосвященник Эли увидел молящуюся Хану — он решил, что она пьяная (молилась содрагаясь). Поэтому он обратился к Урим и Тумим — где высветились буквы:

Шин, Каф, Рейш, hей — соединив которые, первосвященник Эли получил слово «шикура» (пьяница)

«И спрашивает Хану:

— ты что пьянная?» —  на что Хана отвечает:

— ты не правильно прочел, ошибся — я не пьянная — не «шикура», я  «кесара» — как Сара (бездетная), я пришла выплакать свою бездетность.»

Молитва женщины

Сказали мудрецы, что все законы молитвы можно постигнуть, исходя из чистой молитвы одной женщины — Ханы, матери пророка Шмуэля. Трактат Брахот в Талмуде уделяет целую страницу законам и моральным принципам, которые выводятся из этой молитвы. И пусть это будет для нас поддержкой, что одна из женщин нашего народа смогла научить весь народ Израиля законам молитвы, какие доводы надо приводить Вс-вышнему, чтобы Он услышал молитву, как упорствовать, не сдаваясь. Ведь бездетная Хана смогла зачать ребенка, благодаря своей молитве в возрасте 130 лет. Она своим умом поняла, как нужно молиться Вс-вышнему: шепотом, стоя, отдаляясь на 4 локтя от тех, кто сидят рядом и т.д. Хана своей женской мудростью поняла, как умилостивить Творца, какими доводами упросить Его послать ей сына. Она произнесла:

«Владыка мира! Все, что Ты сотворил в женщине сотворено не напрасно: глаза нужны, чтобы видеть, уши нужны, чтобы слышать, нос — для обоняния, уста — для речи, руки, чтобы ими делать работу, ноги, чтобы ими ходить, груди, чтобы ими кормить… И эти груди, которые Ты установил против моего сердца — зачем они мне? Разве не для того, чтобы кормить? Так дай мне сына и буду кормить его»…

 Как победить Вс-вышнего

То, что сделала Хана называется «Победой над Вс-вышним».                                                                                                                                           Рабби Нахман из Бреслава учит:                                                                                                                                                                                          «Руководителю (ла менацеах). Песнь. Псалом.» (Теилим 66:1) Это означает — «пойте Тому, Кого побеждают (менацихин), а Он радуется».                                                                                                      Когда человек говорит перед Святым, благословен Он, излагая свои доводы и просьбы, он как бы хочет победить Святого, а Г-сподь, благословенный, получает удовольствие от этого. Тогда, чтобы, получить это удовольствие, Он посылает такие слова, которыми, как бы можно победить Его, ибо иначе, человеку из плоти и крови, невозможно было бы победить Святого, благословен Он. Но Г- сподь Сам посылает аргументы, которыми можно Его победить.» (Ликутей Маоран 1,119)  

Поэтому, когда тебе что-то нужно, и, единственной способ это получить — поговорить со Вс-вышним, но  ты не знаешь, что ему сказать — просто начни говорить с Ним, а Вс-вышний Сам пошлет тебе нужные слова. Это совет каждой, кто не знает о чем говорить с Б-гом. Сам Творец вложит в твои уста слова убедительные, которых от себя не ожидала. Тогда ты удостоишься победить Вс-вышнего и получить от Него столь нужную тебе помощь.

Сота

Рабби Йосеф — Дов Соловейчик из Бриска («Бейт алеви») поясняет, что, стремясь добиться своей цели, Хана пошла на крайнюю меру: пригрозила Б-гу, что если Он откажет ей — не даст ребенка, то она уединится с чужим мужчиной, чтобы подвергнуться испытанию «сота», которое предназначалось в древности для женщин, заподозренных в неверности своему мужу, и, в ходе которого, Имя Б-га стирали с пергамента и растворяли в воде. Когда подозреваемая женщина — «сота» — пила эту воду, результат зависел от того, как она в действительности вела себя: если женщина была виновна в измене, ее ждала мучительная смерть, но если на ней не было вины, то в виде компенсации за перенесенные унижения и страх, женщина вознаграждалась беременностью и рожала сына — таково обещание Торы. Хана решила использовать это обещание. Она сказала: «Г- сподь, я твердо намерена это сделать. Поскольку я буду невиновна, Тебе придется дать мне ребенка, ведь ты обещал это в Своей Торе и Ты никогда не нарушишь то, что в ней написано». Рискованная молитва отчаянной женщины.

Доводы Ханны

И сказала: “Г- сподь Воинств» ( Шмуэль 1:11)                                                                                                                                                                                         — «Владыка мира! Из всех Воинств, которые Ты сотворил в мире Твоем, Тебе трудно дать мне одного сына?»                                                                                                                                                                                                                            «И не забудешь рабы Твоей» (Шмуэль 1:11)                                                                                                                                                                                 — «Владыка Мира! Не забывай меня».

И еще сказала: «Ты создал 3 причины смерти женщины — небрежение законами ниды, халы, и зажигания субботних свеч. Разве я преступила хоть один из них?»                                                                                                                                                                                                            Когда Шмуэль немного подрос и совершил ошибку, каравшуюся смертью, Хана пришла и зарыдала перед первосвещенником Эли: «Я  та женщина, которая стояла здесь при тебе, чтобы молиться Г- споду. Я стояла с тобой и так много молилась, что получила этого сына — не наказывай его».

Эли отвечал ей: «Позволь мне наказать его и я дам тебе другого, еще более великого сына. «Сказала ему Хана: «Об этом ребенке молилась я, и исполнил Г- сподь мою просьбу, то, чего я просила у Него». То есть ей нужен тот сын, ради которого она молилась и укреплялась в молитве.

4 основы молитвы Ханы

Мальбим замечает, что Хане в ее общении с Богом помогли 4 следующих вещи:

1) Во — первых, она была «горька душой», а Бог всегда слышит молитву человека с разбитым сердцем.

2) Во — вторых, она «молилась Господу», то есть обратилась к Нему от всего сердца.

3) В — третьих, она во время молитвы плакала, а «врата плача не закрываются никогда».

4) В — четвертых, она дала обет, что тоже очень помогает в случае, когда человек просит помощи у Бога.

Гильгуль Ханы
«А у него 2  жены: имя одной – Хана, а имя другой – Пнина. И были у Пнины дети, у Ханы детей не было». (Шмуэль 1, 1:2)                                                                                                                                                                                                         Имя Хана (חנה) – это аббревиатура 3-х женских заповедей:

буква ח (хет) – означает «халу» (т. е. заповедь отделения халы от определенного количества теста), буква נ (нун) – означает «ниду« (заповеди, связанные с чистотой семейной жизни),                                     с буквы ה (hей) начинается заповедь зажигания свечей «адлакат нерот».

Эти 3 заповеди, в которых у женщин есть особая обязанность, заключены в имени Ханы и намекают на то, насколько щепетильно она их выполняла. Говорится в трактате Брахот (31б), что Хана обратилась к Вс-вышнему: «Разве хоть в чем-то я нарушила одно из этих предписаний? Почему же Ты не даешь мне детей?». Но сказано в стихе, что Вс-вышний затворил ее чрево и сделал это, чтобы побудить ее сильней молиться и удостоиться чести привести в этот мир такого великого сына, как пророк Шмуэль.

В книге «Гилгулей Нешамот» пишет Рама ми Пано (рав Менахем Азарья из Пано, ученик рава Моше Кордоверо), что Элькана, муж Ханы, был гилгулем Лемеха, а Хана была гилгулем Цили. Их судьбы также схожи. Из двух жен Лемеха, Ада была для детей, а Цила была «для мужа». Она выпила напиток, делающий женщину бездетной, чтобы не терять своей привлекательности. А в ее имени содержится намек на это: Цила – находящаяся в тени («цель» на иврите) своего мужа. Возможно, поэтому не сказано, что Элькана взял двух жен, а сказано просто: у него две жены – как будто они у него уже были когда-то, в предыдущем перевоплощении. В писаниях Аризаля приводится еще более глубокая связь.                            

Сара, Хана, шунамитянка и женщина из города Церфата – все они были гилгулем одной души.                                                                       У Сары в доме было тройное благословение, связанное с тремя заповедями: отделение халы, зажигание свечей и выполнение законов ниды. Но мудрецы добавляют, что Сара не до конца исправила все эти заповеди, поэтому пришли три другие праведницы и закончили начатое Сарой. Хана исправила «ниду», шунамитянка – свечи, церфатиянка – халы. И как еще одну общую параллель между этими женщинами комментаторы приводят тот факт, что у всех них были чудеса и сложности с рождением детей. Сара родила в возрасте 90  лет, Хана была бездетна девятнадцать лет, а у женщин из Шунема и Церфата были чудеса с воскрешением из мертвых их сыновей.

Амида и молитва Ханы

Рабби Моше Альшейх (ученик Иосифа Каро) — Цфат — приводит соответствие молитвы Ханы с молитвой Амида (Шмоне Эсре).

Он говорит, что первые три брахи Шмоне Эсре — это: «авот», «гвурот», «кдошот ха-Шем» — соответствуют построению молитвы Ханы.

1-я браха, которая соответствует «авот», говорит о свойстве «хесэд» и кончается словами: «маген Авраhам». То есть, мы первую браху в молитве говорим о трех родоначальниках народа Израиля — Аврааме, Ицхаке и Яакове, а завершаем одним только Авраамом. Имеется мидраш к книге Берешит, где говорится Аврааму, что он будет благословением. И мидраш спрашивает: может быть так и будут завершать браху всеми тремя отцами? Но — нет, завершать будут только одним Авраамом, потому что то дополнение, которое вносит Ицхак и Яаков — оно жизненно необходимо, но суть всего состоит в доброте Авраама. «Хесэд» — доброта — это и есть стержень первой брахи. Так вот, когда у Ханы родился сын, она получает сразу два подарка Божественной доброты: во-первых, то, что сын родился, а во-вторых, то, что она отводит его в Дом Вс-вышнего, где он останется с Первосвященником. Поэтому она и говорит две вещи. Первая: «ликует мое сердце» — и это по поводу того, что она получила такой подарок. Но кроме того, она говорит, что это веселье ее только по поводу того, что она получила этот подарок, а не по поводу того, что другим будет плохо (она пророчески предвидела, что у Пнины будут умирать дети, и это — ни коим образом не добавляет ей веселья). Все веселье ее только по поводу Божественной доброты по отношению к ней. Она не просит для сына величия в этом мире, или чтобы он занимал начальственное положение, а просит она только о том, чтобы он служил Вс-вышнему. Все это и составляет первую браху, которая направлена на «хесэд».

2 -я браха Шмоне-Эсре, которая говорит о качестве справедливости, строгости — «гвуры» и которая завершается воскрешением мертвых, и говорится там: «рав леhошиа» — «многоспасающий» можно сказать, что Хана говорит нечто, соответствующее и этой брахе. Она говорит, что Вс-вышний спас ее сына от смерти сейчас, только что, когда она его привела, и когда он поучал в присутствии Первосвященника. Двухлетний Шмуэль сказал, что зарезать жертву может не обязательно только коhен, а и простой человек и, как он это сказал, — над ним нависла угроза. Вс-вышний же выручил его. И теперь, как раз и было самое время, сказать эту молитву. Она была более уместна сейчас, а не два года назад, когда он родился, потому что сейчас есть для этого все основания. Во-первых, Хана его выкормила, привела и это дает повод начать молитву.                                                                                                       Во-вторых, непосредственным толчком является то, что он сейчас был спасен. И она именно по этому поводу выражает благодарность.

3-я браха — соответствует «Святости» — «ата кадош.» Альшейх говорит, что это соответствует словам Ханы: «Нет такого Святого, как Вс-вышний». В каком смысле? Как известно, ангелы тоже обладают святостью, но эта святость не идет ни в какое сравнение со Святостью Вс-вышнего, потому что они совсем не похожи: ангелы, пока они находятся в своем духовном мире, они — отделены, но как только они направляются с поручениями в материальный мир, они вынуждены облекаться в какую-то материальную оболочку, чего вовсе не происходит со Вс-вышним. Вс-вышний, взаимодействуя с любыми мирами, остается абсолютно отделенным от них, и не принимает их образ. Вс-вышний, кому бы и в какой бы форме Он ни являлся, никогда и ничуть не меняет своей сущности, потому что Он никаким образом не принадлежит этому миру. Он может «являться», создавая звуковые, зрительные и прочие эффекты, но при этом Он сам никак не меняется.                                                                                                                                                                                                    Раби Моше Альшейх объясняет слова Ханы: «Ки эйн билтеха» — (нет такого святого, как Всевышний) — «Ты абсолютно отделен, и не маскируешься ни подо что, и не вступаешь в какие-то связи ни с чем, и при этом ничто на свете, во всех мирах, не может существовать без Тебя». То есть, все есть, но все исходит только от Тебя».

«Вейн цур кеэлокейну» (нет такой Твердыни, как Наш Бог).

Мудрецы Талмуда говорят: «Потому что не как наша твердыня — их твердыня, не как наш оплот — их оплот». Сравнивается Наш Бог и те ангелы, «сары» небесные, которые управляют другими народами. Почему «не как Наш»? Потому что все эти небесные управители других народов подвержены изменениям. И когда «закатывается планида» какого-то народа, то его ангел тоже идет на убыль. Не так со Вс-вышним: даже когда Его народ находится в изгнании и в не очень хорошем положении, Его Сила никакого ущерба не несет. И поэтому народ Израиля не подвержен цикличности или подъему и спаду, потому что Небесный Управитель народа Израиля — это Сам Вс-вышний, Сила которого никогда не может быть никаким образом ущерблена.

— «Ки эль деот ха-шем» —  (Вс-вышний Бог знаний) —                                                                                                                                                           связан с 4 благословением — «Даат». Казалось бы , раз Он все знает, то и не надо обманывать себя представлением о том, что, будто бы на самом деле,  мы что-то выбираем, поскольку все предопределено и решено. И что Б-г так отделен от всего, что Он не вмешивается в дела этого нижнего мира, и поручил его управлению светил и т.д. Но вся Его отделенность тем и замечательна, что Он при этом Управляет самыми мелким и самыми низкими подробностями существования этого нижнего мира.

— «Кешет гиборим хатим» — (Луки героев ломаются)                                                                         слово «лук» стоит в единственном числе, а «ломаются» во множественном? Альшейх объясняет, что слово «лук» может быть собирательным понятием, и, что слово «ломаются» относится не к луку, а к героям. Героям нужен лук потому, что эти герои — слабаки, и сами по себе они ломаются, поэтому они хватаются за лук, чтобы как-то утвердить свою силу. А относительно тех, кто споткнулся, то если человек понимает свою слабость, и полагается на Всевышнего, то он — «препоясывается силой».

 Обет Ханы                                                                             

«Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей … и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Г- споду на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (I Шмуэл, 1:11), — молила Хана.

Раши указывает: речь здесь идет не просто о ниспослании ребенка, но – о цадике, праведнике, отмеченном особой чистотой помыслов. Хана дает обет, говоря: «Я отдам его Г-споду на все дни жизни его», – то есть вся его жизнь будет посвящена Б-гу. Но всё это противоположно порядку вещей, установленному от Б-га, и ангелы, через которых происходит наделение теми или иными качествами человека, кому суждено родиться, объявляют, будет тот «силен или слаб, богат или беден, красив или уродлив. Но при этом ангелы ничего не говорят о том, будет ли родившийся цадиком (праведником) или раша (грешником)». (Нида, 15б) Происходит так потому, что «всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами». (Нида, 16б)

Молитва из самого сердца                                                                                                                                                                                  

«Она же в скорби душевной молилась Г-споду и горько плакала». (I Шмуэл, 1:10)                                                                                                                                                                                                          Когда человек отрешится от личных желаний и всяких мыслей о себе и смирится, как слуга перед Хозяином, это непременно вызовет ответ со стороны Б-га, «как в воде лицо – к лицу». (Мишлей, 27:19). Обращенность сердца к молитве – кавана – это главное чему мы учимся из молитвы Ханы.

 Рош  а-Шана и молитва Ханы

Афтора, читаемая в первый день Рош а-Шана, рассказывает о Хане — именно в этот день Хана зачала. Но существует также и другая связь этого текста и праздника. Не принято у евреев на Рош а-Шона молить Б-га об удовлетворении своих материальных и личных нужд.                                               Когда первосвещенник Эли задал вопрос: «Доколе ты будешь пьянствовать?», имея ввиду, что когда мы коронуем Б-га, не подобает мыслить о земном и личном, Хана отвечает: «я изливаю душу мою перед Б-гом» (I Шмуэл, 1:15). И так как это желание исходит от самой сущности нашей души, которая связана и соединена с Творцом, первосвященник  благословляет Хану: «иди с миром и Б-г Израэлев да исполнит желание твое – то, чего ты просила у Него». (I Шмуэл, 1:17).

(по материалам группы «Сила Теилим» в Одноклассниках)

Молитва Ханны:

«Ватитпалель Хана ватомар, алац либи бА-донай, рама карни бА-донай, рахав пи аль ойвай, ки самахти бишуатеха, эйн кадош каА-донай, ки эйн билтеха вээйн цур кээлоэйну. Ал торку тедакру гвоа гвоа ецэ атак мипийхем ки эл деот А-донай, вело ниткену алелут. Кешет гиборим хатим вэвэнихшалим азру хаиль. Свэим балэхем нискару,урэивимхаделу, ад акара ялда шива вэрабат баним умлала. А-донай мемит умэхае морид шэоль ваяаль. А-донай мориш умаашир машпиль аф меромем. Меким маафар даль, мэашпот ярим эвьен леошив им недивим векисе хавод янхилем, ки лаА-донай мэцукей эрэц, вэяшет Алейhем тевель. Раглей хасидав ишмор урэшаим бэхошех идаму, ки ло бэкоах игбар иш. А-донай ихату мэривав алав башамаим ярэм, А-донай ядин афсей арец вэитен оз лемалко вэярем кэрэн мэшихо.
Рибоно шель Олам. Кмо шэшамата литфилат Хана бээт мэцукати, кэн тишма лэтфилати бээт мэцукати, шэовер алав акшав (личная просьба). Вэтэн ли баним зхарим, хаим вэкаямим, оским бэторатэха, hакдуша, удвеким бэха кмо Шмуэль hанави, шэнээмар бо: «Вэhнаар Шмуэль hолех вэгадэль вэтов гам им А-донай вэгам им анашим, вэло таалэ шум кина вэсина вэаин hра алейhем, вэтэн ли коах увриут лэгадлам бэнакель, улэhсиам самух лэфиркам мамаш, бэофен шэиhью шмурим мин hахет, вэиhью дэвуким бэха тамид бээмуна брура умэзекехет, вэло иhье шум псуль бэ заръи лэолам, вээзкелиръот баним ливнейhем вэтитен ли улэваэли арихут ямимвэшаним товот, вэнирве ров нахат миколь цеецаэйну вэцеецаэй цеецаэну мэата вэад олам амэн сэла».

Перевод:
«И молилась Ханна и сказала: «ликует сердце мое в Г-споде, вознес Г-сподь силу мою. Дал возможность устам моим ответить недругам, ибо торжествую я в спасении Твоем. Не с чем сравнить святость Твою, Г-сподь, ибо нет ничего без Тебя; и нет твердыни, кроме Б-га нашего.
Не умножайте речей надменных, неуместные слова да не выйдут из уст ваших, ибо Г-сподь ведает все, и наши поступки им учтены.
Луки богатырей ломаются, а слабые препоясываются силой.
Бывшие сытыми вынуждены наниматься не за хлеб, а голодавшие получают отдых.
Бесплодная рожает семерых, а многодетная — в несчастье.
Г-сподь умерщвляет и оживляет, низводит в могилу и поднимает. Г-сподь разоряет и обогащает; Он унижает и он же возвышает. Поднимает бедняка их праха, из грязи возвышает нищего,чтобы посадить его с вельможами; и престолом славы наделяет его.
Ибо Г-споду принадлежат устои земли. И он распростер над ними вселенную. Путь праведных охраняет Он, а нечестивые во тьме умолкнут, ибо не силой возвысится человек. Сокрушены будут враги Г-сподни, с небес Он обрушит на них гнев Свой. Г-сподь судить будет все концы земли и даст силу царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.»

Г-сподь мира! Подобно тому как услышал Ты молитву Ханны во время ее бедствий, также услышь мою молитву во время моих бедствий, которые обрушились на меня сейчас (просьба) и дай мне вырастить сыновей здоровыми, которые занимались бы Твоей святой Торой и прилипились к Тебе, подобно пророку Шмуэлю как сказано о нем: «И пророк Шмуэль шел и вырастал и был хорош он у Ашема и у людей». И не приставала к ним ни зависть, ни ненависть и не было на них сглаза. Дай мне силы и здоровья вырастить их легко, привести их к женитьбе. К периоду, когда они смогут уберечься от греха, прилипиться к Тебе навечно в ясной и чистой вере.
И не будет никогда их потомство непригодным, удостой меня увидеть внуков и правнуков. Дай мне и моему мужу долгих и счастливых лет, пусть приносят нам только радость потомки наши и потомки потомков наших всегда и вечно, во веки веков, Амен!»

по материалам сайта:http://www.silatehilim.com

комментарии