Сегодня: 11 декабря 2018 г. | 3 Тевета 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

22 марта, 2018 - 11:21

Тема дня: Б-г и человек

«И пусть оденется священник в льняную одежду свою, и льняное нижнее платье наденет на тело свое, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника» — (Ваикра, 6:3).

Одно из ежедневных занятий в Мишкане, переносном Храме, заключалось в выносе пепла. Книга Ховот ѓа-Левавот[1] объясняет, что Всевышний заповедал Аѓарону делать это, то есть выносить пепел каждый день, для того, чтобы «принизить себя и очистить свое сердце от высокомерия».

Это высказывание, казалось бы, предполагает, что Аѓарон был высокомерен и что Всевышний посчитал необходимым вменить ему в обязанность специальную деятельность, которая помогла бы Аѓарону избавиться от чувства превосходства. Трудность заключается в том, что представить Аѓарона ѓа-Коѓена (первосвященника) надменным человеком – практически невозможно. Эту задачу еще сложнее решить, обрати мы внимание на то, как сама Тора описывает его.

Человек идеальных душевных качеств. Когда Б-г явился Моше и сказал ему: «Я хочу, чтобы ты вывел евреев из Египта», Моше отказался: он боялся, что его старший брат Аѓарон обидится.

До этого момента Аѓарон был лидером народа, тем, кто передавал народу слово Б-га. Теперь его младший брат, о котором шестьдесят лет ничего не было слышно, займет его место?! Как бы не был велик Аѓарон, Моше знал, что он всего лишь человек и ощутит боль от его замены на великом посту младшим братом. Поэтому Моше не хотел в этом участвовать. Б-г объяснил Моше, что, хотя его страх в связи с возможной обидой старшего брата вполне обоснован, если бы речь шла о среднестатистическом обычном человеке, однако, по отношению к Аѓарону, человеку небывалой духовной высоты, которому была чужда любая ревность и дух личной состязательности, такого чувства утверждать нельзя. Аѓарон бы ни капли не обиделся. Он настолько совершенствовал свой внутренний мир и возвысил черты своего характера, что не мог почувствовать никакого укола зависти. Напротив, когда Моше принял на себя пост лидера народа, Аѓарон вышел к нему навстречу, и Тора говорит: «это было с радостью в сердце». Б-г сообщил Моше, что Аѓарон принадлежит к особой категории людей. Он возобладал над своей эгоистической природой. Он стал подобен ангелу в человеческом обличии.

Итак, из всех людей, удостоенных служения, именно Аѓарона невозможно назвать надменным и высокомерным. Так почему же Б-г посчитал нужным, чтобы Аѓарон каждый день выносилпепел, остававшийся после жертвоприношений, чтобы избавиться от не свойственной его сердцу гордыни?!

Ответ на этот вопрос заключается в понимании природы фундаментальных отношений человека и Б-га.

Слуге нужен господин, а господину необходим слуга. Книга Ховот ѓа-Левавот объясняет природу отношений человека и Создателя: Слуге нужен господин, а господину нужен слуга. По определению, слуга не может быть слугой, если он не служит своему господину, но и господин не может быть в статусе хозяина, не имея слуги. Они взаимно связаны и обоюдно зависимы друг от друга.

Вот как автор Ховот ѓа-Левавот объясняет опасность высокомерия. Надменный человек ощущает себя сильным, могущественным и независимым. И это, как правило, качества людей, привыкших командовать, управлять.

Может ли высокомерный человек служить Творцу? Только сам Б-г имеет право на чувство гордыни (гаава). Он один силен, Он один могущественен, и лишь Он один независим. Все остальные, у кого в голове засели мысли о собственном превосходстве, всего лишь «оделись в королевскую мантию». Это их не более чем маскарадный костюм. Такой человек видит себя в лживом, иллюзорном свете. Более того, в таком состоянии он не может служить Б-гу.

 «Как может такой могучий, значительный и важный человек, как я, иметь господина и подчиняться ему? Я сам себе господин!»

Качество высокомерия полностью искажает отношение человека к своему Создателю, в то время как его противоположность – смирение – играет центральную роль в служении Всевышнему.

Видимо, в этом и заключается ответ на наш вопрос. Аѓарон совершенно не был высокомерен или надменен. Он обладал репутацией одного из самых скромных людей. Проблема заключалась в том, что назначение, которого он был удостоен, требовало еще большего смирения. В качестве представителя целого народа, он входил в Святая Святых; любой изъян в его намерениях сделал бы служение первосвященника неполным, ущербным, и поэтому он обязан был быть идеален в своей скромности. Чтобы достичь такого состояния, Аѓарону необходимо было постоянное физическое упражнение, закрепляющее его смирение. Ему приходилось, можно сказать, каждый день выносить мусор. Делая эту работу, он очищал свое сердце от мельчайших следов чувства независимости и превосходства, и, таким образом, смог достичь наиболее ясного понимания и соответствия своего внутреннего мира статусу первосвященника: я абсолютно, полностью и целиком завишуот Б-га.

Я творение, а Он мой Создатель. Но как бы ни был велик в своей скромности Аѓарон, ему, тем не менее, было куда стремиться и «улучшаться» в этой области, и его стремление, благодаря указанию и руководству Создателя, оказалось достижимо с помощью конкретных практических действий.

Смирение – основа служения Всевышнему. Эта концепция имеет большое значение для нас. Все служение Творцу опирается на наше признание Его своим Господином. По природе характера и душевной склонности, мы можем быть нисколько не надменными, но до тех пор, пока мы не начали работать над достижением смирения, в наших сердцах все равно остаются ростки возможного высокомерия, и они могут сильно помешать нашему подчинению Б-гу. Они препятствуют нашему осознанию себя в качестве слуг, находящихся перед Господином. Единственный способ, которым можно достичь истинного смирения, – это ставить себя в такие жизненные ситуации, которые помогут нам развить качества кротости и смирения. Будучи участниками различных дел, мы увидим себя в ситуациях, в которых мы осознаем, что вовсе не сильны, могущественны и независимы, как думали прежде. Реальность начнет проникать в наше видение самих себя. Я всего лишь простой смертный. Я нахожусь здесь в течение короткого срока и не могу контролировать свое собственное существование, я лишь творение, зависимое полностью от своего Господина.

Чтобы помочь нам духовно развиваться и совершенствоваться, Всевышний часто помещает нас в специально подобранные, острые и драматические экспериментальные ситуации, своеобразные ловушки.

Не все обстоятельства в жизни приятны нам, и не о каждом условии мы мечтали. Некоторые обязательства покажутся нам унизительными. У нас может возникнуть ощущение, будто нас попросили вынести мусор. Вы, может быть, почувствуете негодование и начнете роптать:

«Б-г, зачем Ты «подставил» меня под такое?

Что я сделал плохого, за что мне это?

Разве я такое заслужил?»

Ответ вполне может быть таким: «Ты не сделал ничего плохого».

С твоей стороны, это не было чем-то намеренно нехорошим, что ты осознанно сделал, что принесло тебе такие неприятные последствия. Скорее, наоборот, это то, что ты сделал старательно и верно, это какая-то заслуга, которая позволила тебе получить возможность достичь редкого сокровища: кротости и смирения.

Осознание нужды в острых ситуациях, которые разовьют в нас чувство зависимости от Б-га, может помочь нам понять жизнь с новой стороны; теперь мы сможем использовать такие экспериментальные ситуации для духовного роста и достижения цели нашего творения.

[1] Ховот ѓа-левавот — «Обязанности сер­дец»– этический трактат испанского еврейского философа XI в. Бехайи ибн Пакуды — (1080-1170) – законоучителя и мудреца, жившего в Испании, в Сарагосе, изначально написанный по-арабски, но уже в XII переведенный на иврит. Трактат «Обязанности сер­дец» оказал значительное влияние на всю последующую еврейскую религиозно-мистическую литературу и поэзию и веками служил практическим руководством в вопросах этики и морали.

 

 

комментарии