Сегодня: 21 сентября 2018 г. | 12 Тишрея 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

22 марта, 2018 - 10:46

Урок недельной главы Торы: Система еврейской связи

В начале главы Торы "Цав" Всевышний, обращаясь к Моше, уполномочивает его сообщить коэнам – священнослужителям – некоторые правила жертвоприношений: "Передай Аарону и его сыновьям следующее повеление – вот закон о жертве…".

По первому слову этой фразы "передай" – צו("цав") – наша глава и получила свое название. И именно на это слово обращают внимание наши мудрецы.

ПОЙМАТЬ НА СЛОВЕ. На первый взгляд, для выражения этой идеи Всевышний мог использовать другие слова еврейского языка: "прикажи", "скажи", "сообщи", "поведай"… Однако было использовано именно слово "цав". На языке оригинала оно придает высказыванию, во-первых, оттенок энергичности исполнения приказа, а во-вторых, подчеркивает связь повелевающей и исполняющей сторон. Выполняя повеления Всевышнего, все сыны Израиля в целом (не только священнослужители) удостаиваются связи с Ним на проявленном уровне. От того же корня, что и слово "цав", происходят слова צוותא ("цавта") – "вместе", "сообща", и מצוה ("мицва") – "заповедь". Выходит, что, выполняя заповеди Б-га, мы как бы становимся партнерами Всевышнего в Творении. Особенно это подчеркивается при соблюдении именно таких заповедей, в которых бессильна человеческая логика. Они не только кажутся нам непонятными, но и зачастую не вызывают у нас ни симпатии, ни энтузиазма. Именно о таких законах и идет речь в этой главе. Потому-то Б-г и использует слово צו – "цав".

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ВЫСШИЙ РАЗУМ. Собственно говоря, все законы Торы нужно выполнять так, словно не ищешь для себя никакой выгоды: ни удовольствия, ни даже логики. И тогда протянется ниточка связи между тобой и Всевышним. Разумеется, у неевреев тоже есть заповеди, но Всевышний не требует от них исполнения таких законов, "польза" от которых не очевидна. Всем понятно, что, если "не грабить" и "не убивать", то жить на земле станет гораздо комфортнее... У евреев же есть заповеди, смысл которых не лежит на поверхности. Парадокс! Легендарным еврейским "мозгам" Творец рекомендует не делать ставку на здравый смысл, а иногда даже совершенно отвергать его в пользу Высшего Разума. В этом наши мудрецы видят возможность наивысшего проявления свободы выбора народом Израиля.

ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Однако, как быть, если еврей, пользуясь своей свободой выбора, отворачивается от желаний Творца? О какой Б-жественной связи может идти речь, когда человек занимает позицию отрицания заповедей Всесильного? На первый взгляд, это прозвучит парадоксально, но как раз такие люди более других прославляют нерушимую связь повелевающей стороны – Всевышнего – и исполняющей стороны – еврейского народа. Они так активно ведут борьбу с Б-гом, что у всех окружающих уже не остается сомнений в том, что Б-г существует: "Иначе с кем же ты столько лет воевал?" Сила отрицания связи и есть индикатор прочности этой связи. Чем сильнее человек пытается ее отрицать, тем очевиднее та боль, с которой ассоциируются у него "не сложившиеся отношения" с Творцом.

ВОЗДЕРЖАВШИХСЯ НЕТ! Как палка, которая, будучи подброшена вверх, все равно должна упасть на землю, так и еврей, даже оторванный, казалось бы, от своих духовных корней, в конце концов, возвращается к ним. Многие из нас уже проделали этот путь, кто-то еще в дороге, но и те, и другие подтверждают слова рабби Леви-Ицхака из Бердичева: "Можно быть за Б-га, можно быть против Б-га, но еще никому не удалось быть без Б-га!"

 

комментарии