Сегодня: 22 октября 2018 г. | 13 Хешвана 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

12 марта, 2018 - 10:40

Вопрос дня: Как усвоить изучаемый материал?

Как-то я услышал поучительный анекдот:

Один известный лектор был приглашен в сельский клуб. В назначенное время он явился на встречу, но обнаружил пустой зал, а в зале одного-единственного слушателя. Лектор проверил точность информации, дату и часы встречи, наличие своевременного оповещения. О дате и начале лекции сообщало большое объявление, своевременно вывешенное на улице села – иными словами все было в порядке. А людей в зале «немного». Как тут быть?! Лектор решил посоветоваться с единственным слушателем, который продолжал одиноко сидеть в зале.

– Так что же мне делать? – спросил он. – Читать лекцию или нет?

– Смотри, – сказал одинокий слушатель. – Я ничего не понимаю в лекциях. Но я хорошо разбираюсь в коровах: если бы я пришел в коровник и увидел, что все буренки разбежались и только одна дожидается меня, разве я отказал бы ей в корме?! Лектор поблагодарил «публику» за ответ и приступил к теме. Вдохновение снизошло на него, и он обрушил на единственного ученика всю мощь своих познаний, блеск эрудиции и каскад захватывающих аргументов и фактов! Ученик сидел ни жив ни мертв. Закончив лекцию, лектор живо поинтересовался мнением своего слушателя. Но тот не спешил с восторгами. Он переминался с ноги на ногу и молчал. Наконец «преданный ученик» напомнил лектору уже известный факт.

– Я ничего не понимаю в лекциях, но зато я хорошо разбираюсь в коровах.

И продолжил:

– Если бы я пришел в коровник и обнаружил, что все коровы сбежали, и меня дожидается только одна, неужели я дал бы ей корм, который предназначался всему коровьему стаду?!

Шутка шуткой, но из этой забавной истории мы можем извлечь важную мораль: когда учитель стремится передать ученику какую-то нужную тему, не нужно обрушивать на него весь поток знаний, а следует подавать информацию постепенно, давая учащемуся возможность хорошенько переварить следующую «порцию» знаний. В каждом предмете существует система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого. Усвоение знаний идет в таком порядке: новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познания. Постепенно у человека образуется система ассоциаций, связей между новым и старым. Его мозг работает эффективно, ибо получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно. Так учитель работает с учеником.

И так поступал Творец, обучая Моше, как пишет Раши в комментарии на недельную главу Ваикра:

«ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИЛИ ПАУЗЫ? ЧТОБЫ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ДВУМЯ РАЗДЕЛАМИ ИЛИ ДВУМЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ ДАТЬ МОШЕ ШАНС ОБДУМАТЬ (ВОСПРИНЯТОЕ ИМ)».

Раши продолжает: из этого суждения мы делаем вывод, коль скоро Творец обучал самого Моше, делая паузы в обучении, тем более обычному человеку, который учится у простого учителя, следует давать возможность остановиться, сделать паузу, чтобы он мог обдумать и переварить пройденный материал. Этот принцип верен и по отношению к самому человеку, желающему обладать какими-либо знаниями: любую тему он должен изучать постепенно, по мере того, сколько и как он может переварить. И об этом сказал царь Шломо (Соломон) в книге Притчей (Мишлей) (13, 25):

«ПРАВЕДНЫЙ ЕСТ, ЧТОБЫ НАСЫТИТЬСЯ, А ЧРЕВО НЕЧЕСТИВЫХ ОСКУДЕВАЕТ».

Виленский Гаон объясняет, что это притча о людях, изучающих Тору: праведный учит каждый раз такое количество материала, которым он в состоянии «насытиться» и которое может переварить, в то время как грешник «впихивает» в себя сразу большое количество материала, дабы прослыть всезнайкой, демонстрируя внешнюю эрудицию, но при этом не усваивает материал по сути и поэтому не преуспевает в учебе.

комментарии