Сегодня: 22 мая 2018 г. | 8 Сивана 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

14 февраля, 2018 - 10:43

Энциклопедия иудаизма: Молитва Шмоне эсре

Что такое молитва Шмоне Эсре? Шмоне эсре – это самая важная молитва. Изначально она состояла из 18 благословений, и из-за этого она получила название «Шмоне эсре» («восемнадцать» в переводе с иврита), однако позднее — после разрушения Второго Храма – мудрецы Санедрина в Явне установили еще одно благословение, в котором просят об истреблении предателей и всех врагов евреев. Таким образом эта молитва содержит 19 благословений, но название Шмоне эсре осталось.

Дополнительные названия. Молитва Шмоне эсре также зачастую называется «Амида», что в переводе с иврита означает «стояние», она так называется, поскольку необходимо ее молиться именно стоя. Также зачастую эту молитву называют просто «молитвой», поскольку она является центральной и самой важной частью в утренней, дневной и вечерней молитве.

Текст молитвы. Текст Шмоне эсре установили Мужья Великого собрания в начале периода Второго Храма. Среди них Эзра-законоучитель и последние пророки: Хагай, Зхарья и Малахи. В Мишна бруре говорится, что нельзя менять обычаи молитвы. Например, нельзя изменять сефардские тексты и обычаи на ашкеназские и наоборот. И это потому, что имеются 12 «входов», через которые принимается наша молитва, по числу колен Израиля: у каждого колена — свой вариант молитвы и свой «вход». Сказанное относится лишь к обычаям, связанным с вариантами текстов, законы же, приведенные в Гемаре, или выведенные законоучителями из Гемары — одинаковы для всех евреев.

Компоненты молитвы Шмоне эсре. В начальной фразе «Бог, раскрой мои губы, и мой рот произнесет Тебе хвалу», мы просим у Бога, чтобы Он помог нам молиться Ему. Молитва Шмоне эсре делится на три основные части:

а) хвалебные благословения (3 первых брахи);

б) просьбы (13 средних);

в) благодарение Бога (З последних).

Объясним их вкратце:

а) Хвалебные благословения

Перед тем, как начать просить у Бога о наших нуждах, мы говорим о Его величии и славе. В Трактате Брахот сказано: «Следует всегда сначала восславить Всевышнего, а затем молиться». Таковы три первых брахот:

«Авот» (заканчивающаяся словами «Маген Авраам»)

«Гвурот» (заканчивающаяся словами «Мехае аметим») и

«Кдуша» («Аэль акадош»)

б ) Просьбы

В этих 13 брахот мы просим у Бога о всех наших нуждах. Молитву говорят во множественном числе: каждый еврей молится за весь еврейский народ. Мы просим о том, что необходимо каждому еврею: о духовном совершенствовании (в брахе «Ата хонен»), об изучении Торы, о возвращении к Богу, избавлении от бед, излечении, пропитании. Молясь о народе в целом, мы просим и о воссоединении диаспоры, возвращении суда, основанного на законах Торы, построении Иерусалима, о полном избавлении и т.п. Завершается эта часть молитвы брахой «Шма Колену», в которой мы просим Бога. чтобы наши молитвы были приняты.

Брахот благодарения. В них мы приносим благодарность Богу за то, что наши молитвы приняты. и за Его постоянную милость к нам. Мы просим также за весь еврейский народ, чтобы Бог обратился к нему с благоволением, восстановил службу в Храме. принял с любовью и желанием наши просьбы и ниспослал нашему народу мир, добро и благословение.

Биркат коаним. Когда хазан начинает благословение «Рцэ» (17-е благословение «Шмоне-эсре»), все коѓены, находящиеся в синагоге, обязаны пойти к арон ѓа-кодешу. Непосредственно перед биркат коѓаним коѓены снимают обувь. Подойдя к арон а-кодеш, коѓены сначала встают лицом к нему и вместе со всеми прочитывают «Модим дерабанан». Затем они говорят шепотом: «да будет угодно Тебе…» в таком темпе, чтобы закончить эту молитву одновременно с хазаном, который произносит благословение «Модим», и тогда «амен», произнесенный «миньяном», в равной степени будет относиться и к словам хазана, и к словам коѓенов. Если есть несколько коѓенов, хазан провозглашает: «Коѓаним». Чтобы не отвлекаться и сохранить нужное настроение, коѓены опускают на лицо край талита. Коѓены поворачиваются лицом к молящимся и громко говорят благословение на биркат коѓаним и сам текст биркат коѓаним. Молящиеся отвечают «амен» на каждое из трех благословений. Хазан подсказывает коѓенам каждое слово. После биркат коѓаним хазан приступает к чтению последнего благословения «Амиды», а коѓены снова обращаются лицом к арон ѓа-кодешу и говорят: «Властелин мира! Мы исполнили…» в таком темпе, чтобы закончить чтение этого отрывка в тот же момент, когда хазан заканчивает читать молитву, и «амен», который произнесет миньян, относился бы и к словам хазана, и к молитве коѓенов.  Брахот благодарения следующие: «Рце», «Модим», «Сим шалом».

Окончательная часть. В молитве «Эло-ай, нцор лшони мера», произносимой после Шмоне эсре, мы просим у Бога исправить наши душевные качества. открыть наши сердца к восприятию Торы и дать нам избавление ради Его святого Имени.Повторение молитвы шмоне эсре, которое говорит шлиах цибур — Хазарат ашац. Закончив в миньяне произнесение шмоне эсре шепотом вместе со всеми, тот, кто вслух ведет молитву, отступает на З шага назад, выжидает время, за которое можно пройти 4 амы, затем возвращается на свое место, говорит шепотом: «Адонай, сфатай тифтах» и начинает вслух читать молитву Шмоне эсре. Отец должен приучить своих внимательно слушать повторение молитвы, которую читает шлиах цибур, и отвечать вместе со всеми «амен». С того момента как ребенок начинает отвечать «амен», у него появляются первые заслуги перед Богом. Повторение молитвы вслух включает в себя: кдушамодим и биркат коаним (благословение коенов).

В субботу и праздники. В субботу и праздники эта молитва состоит всего из 7 брахот: три первые (хвала) и три последние (благодарение) те же, что и в будние дни. Между ними вводится браха, в которой говорится о субботе или о соответствующем празднике и содержатся просьбы, связанные с этим.

Личные просьбы. Браха «Шомае тфила» подразумевает по своему смыслу включение всевозможных просьб, и поэтому в ней перед словами «ки ата шомеа тфиалт амха Исраэль» молящийся может выразить свои личные желания. Это можно сделать также в конце «Эл-оай нцор», являющейся заключительной частью Шмоне эсре.Можно добавлять личные просьбы и в другие из 13 срединных брахот, но в таком случае надо придерживаться установленных законом правил: просьба должна относиться к той же теме, что и браха. Например, о больном надо просить в брахе «Рфаэну» («излечи нас»); о заработке — в брахе «алейну», «благослови для нас этот год», и т.д. В этих брахотможно просить только о том, в чем есть нужда в настоящий момент: например, если сейчас кто-то болен или сейчас есть нужда в заработке. Начинают установленный текст брахи, затем говорят свою просьбу, а потом следует возвратиться к основному тексту брахи, к словам, прилежащим к ее заключительной фразе.

Законы Шмоне Эсре. Поведение молящегося. Как говорилось выше, перед молитвой надо сосредоточиться на мысли, что стоишь перед Царем всего мира, и поэтому необходимо обдумывать произносимые слова. Сказано в Шулхан Арух: «Если молящемуся пришла в голову посторонняя мысль, надо прекратить молиться, пока он не отвлечется от нее. Надо думать, о вещах, смиряющих сердце и направляющих его к Богу». Особенно важно сосредоточиться на смысле слов первого благословения («Маген Авраам»). Тот, кто сказал это благословение, не сосредоточившись на произносимом, и обратил на это внимание до того, как произнес Имя Бога в завершительной фразе этого благословения «Барух ата Адо-най Маген Авраам», должен повторить его, начиная со слов «Эло-ей Авраам…» Некоторые законоучители считают, что благословение «Модим» требует такой же сосредоточенности, как благословение «Авот». Молясь Шмоне эсре, нельзя смотреть по сторонам. Надо молиться с закрытыми глазами, или смотреть в сидур. Нельзя говорить Шмоне эсре перед зеркалом, чтобы не создалось впечатление, будте молящийся преклоняется перед своим отображением. Также нежелательно молиться перед картинами или рисунками, так как можно, случайно взглянув на них, сбиться с мысли.

Нельзя ничего показывать другим жестами в ходе молитвы Шмоне эсре. Только в случае, если ребенок плачет и мешает молиться, можно показать ему рукой, чтобы он прекратил плакать. На всем протяжении молитвы — от псукей дезимра — нельзя держать в руках никакие предметы, чтобы не отвлекаться от молитвы. Можно держать в руке лишь сидур, так как это необходимо для молитвы.

Амен, кадиш и кдуша во время Шмоне эсре. Молясь Шмоне эсре запрещено прерываться даже для того, чтобы ответить амен на благословение или ответить на кадиш или кдуша. Когда человек молится Шмоне Эсре и слышит кадиш или кдуша, он должен остановиться и прислушаться к словам шалиах цибур, но не отвечать вместе со всеми. Если молящийся окончил молитву, но не может отступить на З шага назад, так как за ним кто-то молится, то ему уже можно отвечать аменна благословения, а также отвечать на кадиш и кдуша.

Произнесение молитвы Молитва Шмоне эсре произносится отчетливо, но шепотом, чтобы только сам молящийся слышал свои слова. Так сказано о молитве Ханы, матери пророка Шмуэля: «Только губы ее шевелятся, а голос ее не слышен». Отчетливое произношение слов придает особую силу молитве и помогает мысленному сосредоточению.

Лицом к Иерусалиму. В любом месте мира Шмоне эсре говорят, повернувшись в сторону Эрец Исраэль, в Эрец Исраэль к Иерусалиму, а в Иерусалиме к месту Храма. Молящийся мысленно видит себя в самом святилище Храма.

Запрет сидеть возле молящегося. Нельзя сидеть в радиусе 4 амот (примерно 2 метра) от молящегося Шмоне эсре. Однако если человек молится или читает какие-либо тексты, связанные с молитвой, а по мнению некоторых — также если он учит Тору вслух, ему можно сидеть и на этом расстоянии от молящегося.Существует мнение, что впереди молящегося нельзя сидеть во всем его поле зрения, даже если сидящий молится. Если между человеком и молящимся стоит какая-либо вещь, высота которой по крайней мере 10 тфахим (примерно 1 м.), а ширина 4 тфахим (примерно 40 см.), ему разрешается сидеть даже на расстоянии, не превышающем 4 амот от молящегося.

Запрет проходить перед молящимся. Нельзя проходить перед молящимся Шмоне эсре в пределах 4-х амот (примерно 2 метра), потому что этим сбивают ход его мыслей и мешают ему сосредоточиться.Если человек завершил молитву. а стоящий за ним еще молится. то окончившему нельзя отойти назад, если он таким образом войдет в область 4 амот от молящегося. Надо ждать, пока тот закончит молитву. Повторение молитвы шмоне эсре, которое говорит шлиах цибур — хазарат ашац после того, как шлиах цибур заканчивает молитву Шмоне эсре, которую он молится шепотом вместе со всеми, он отступает на З шага назад, выжидает время, за которое можно пройти 4 амы (2 метра), затем возвращается на свое место, говорит шепотом «Адой-най, сфатай тифтах…» («Господь, открой уста мои…») и начинает вслух читать молитву Шмоне эсре.

Молящиеся внимательно слушают повторение молитвы, которую произносит шлиах цибур. Разговаривать в это время ни в коем случае нельзя. Если нет по крайней мере девяти слушающих, то брахот, скорее всего, считаются сказанными понапрасну. Поэтому, в случае если есть опасение, что не будет десять человек отвечать «амен», стоит, чтобы шлиах цибур перед началом повторения молитвы обусловил: «если не будет 10 человек отвечать амен на благословения, которые я скажу, я желаю, чтобы эта молитва была в качестве добровольной молитвы (тфилат недава). В каждой брахе, после того как шлиах цибур сказал: «Барух ата А-донай», молящиеся отвечают «Барух у уварух шмо» (Благословен Он и Его Имя»), и сразу же с окончанием брахи говорят «амен». Шлиах цибур ждет, нока молящиеся отвечают «барух у уварух шмо», чтобы все хороню расслышали завершение брахи, а также делает небольшую паузу между одной и другой. пока все молящиеся ответят «амен». Отец должен приучить своих внимательно слушать повторение молитвы, которую читает шлиах цибур, и отвечать вместе со всеми амен. С того момента как ребенок начинает отвечать амен, у него появляются первые заслуги перед Богом.

комментарии