Сегодня: 25 апреля 2018 г. | 10 Ияра 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

9 февраля, 2018 - 10:52

Комментарий рав Шауль Айзека Андрущака к недельной главе Торы "ТРУМА" (изучение главы с 11 февраля/26 швата)

Недельный раздел «Трума» посвящен, по большому счету, описанию устройства скинии. Это понятная, внятная глава. Образцовое техническое задание. Одно удовольствие читать.

Не удивительно, что Рамбам, в «Мишне Тора», в законах Храма цитирует ее целыми кусками. А потому, что ни убавить, ни прибавить.

Хотя кое-что ему добавлять приходится.

Дело в том, что скиния, как ни крути (а ее как раз крутить можно), Храм переносной. А наша цель – Храм стационарный. На Храмовой горе в Иерусалиме. А в Пятикнижии об этом говорится крайне туманно, как о «месте, которое я выбрал» и т.д. А вот Рамбам уже расписывает во всех подробностях. Включая, например, такую:  в Святая Святых, в западной его части, камень стоит. И на том камне лежит (или должен лежать) Ковчег Завета (Мишне Тора, Законы Храма, 4:1).

А дальше он пишет вот что: «В те времена, когда Шломо строил Храм, он знал, что в конце-концов тот будет разрушен. И построил тайник, чтобы укрыть в нем, внизу, в глубоких лабиринтах  Ковчег. А король Йошийѓу  укрыл его в том месте, которое построил Шломо, как сказано: «И сказал левитам, наставникам всех израильтян, освященным Г-споду: поставьте ковчег святой в доме, который построил Шломо, сын Давида, царь Израиля; незачем вам носить (его) на раменах; теперь служите Г-споду, Б-гу вашему, и народу Его Израилю», И там же схоронили посох Аѓарона...и все это не было возвращено во Втором Храме. Да и урим-и-тумим, которые были  во Втором Храме, не были наделены способностью отвечать облачаясь духом святости».

Спрашивается. «Мишне Тора» - сочинение СУГУБО   ѓалахическое. Если кто-то, когда-то, где-то Вам скажет или напишет, что те или иные слова Рамбама в «Мишне Тора» - это не  ѓалаха, а что угодно другое, плюньте ему в глаза и передайте, что это от меня. Одна ѓалаха там и ничего больше. И именно поэтому непонятно: к чему он рассказывает нам всю эту интересную историю, относительно которой Талмуд так и остается в сомнениях, была она или  ее не было, о тайниках и лабиринтах? Какое ѓалахическое  значение она имеет?

Очевидно же, что нет такого закона – при строительстве Храма, пристраивать к нему тайники. Иначе бы упоминался и тайник, созданный строителями второго Храма. Да и вообще – странная идея….Более того!!!! Подозрительная! Какое право кто-то, будь он хоть Шломо-преШломо, пристраивать к Храму что-либо по собственному усмотрению? А Рамбам подчеркивает, что это была самодеятельность: Шломо узнал (понял?), что строимый им Храм будет разрушен  поэтому САМ решил построить тайник.

Как так? И зачем Рамбам подчеркивает это?

Один из комментаторов Рамбама (Яавец) пишет, что это нужно для того, чтобы подкрепить утверждение Рамбама, что святость места Храма сохраняется даже тогда, когда сам Храм разрушен. Мол, поскольку Ковчег там, то ПОЭТОМУ и святость остается там.

Но, во-первых, Рамбам прямым текстом пишет, что причина не в этом, а в присутствии в том месте Шехины (там, 14).

А, во-вторых, будь так, Рамбаму следовало коротко упомянуть, что «Ковчег укрыт в том месте». Сделав при этом упор на то, что Ковчег остался ровнехонько ПОД местом Святая Святых.

Но вместо этого Рамбам туманно говорит об укрытии, не уточняя места его расположения.

Кроме того, Талмуд, рассказывая о тайнике и переносе в него артефактов, заканчивает рассказ словами стиха «они там и до сего дня» (Книга Царей I, 8:8). А вот Рамбам его не цитирует. Не находит нужным подчеркнуть, что Ковчег на своем месте по сей день.

 А еще теория Яавеца никак не объясняет, зачем Рамбаму потребовалось излагать историю вопроса, имена царей, цитировать книгу Хроник, включая, казалось бы, совершенно нерелевантные теме части о «левитам, наставникам всех израильтян, освященным Г-споду…сын Давида, царь Израиля; незачем вам носить (его) на раменах» и т.д.Зачем все это?

А как мы пришли к разговору об урим-и-тумим??? Они откуда взялись? Ок, и их не было толком во втором Храме, как и Ковчега. Причем урим-и-тумим был хотя бы муляж. А Ковчега – и муляжа не было. Но об урим-и-тумим Рамбам пишет не в законах Храма! А в законах храмовой утвари! Вот там и упоминал бы в каком Храме они были, а в каком не были и куда делись! А он пишет об этом здесь! То есть эти подробности про урим-и-тумим нужны для понимания истории с Ковчегом. Каким образом?

 

Чтобы ответить на возникшие вопросы, вспомним, где расположена данная ѓалаха.

Раздел – Законы Храма.

В первой главе этого раздела Рамбам описывает в общем и целом из каких частей состоит Храм и какие сосуды должны быть в нем.

Во второй и третьих – основные параметры ключевых храмовых сосудов.

А вот в четвертой – подробности, касающиеся конструкции храмовой постройки: стены, перегородки, ворота и т.д.

И тут вместо обещанных ответов, возникает новый вопрос!!!!

Ковчег – он что? Храмовый сосуд или архитектурный элемент? Правильный ответ: сосуд. Так почему же о месте его расположения говорится не в главе посвященной сосудам?!!! А говорится в главе, описывающей постройку!

Получается, что по мнению Рамбама, Ковчег в  Храме больше,  чем Ковчег. То есть больше, чем сосуд. Он – часть храмового устройства. Поскольку он, его пребывание в Храме, и делают тот «домом Всевышнего».

И тогда становится понятным, почему в самой первой главе раздела, перечисляя  храмовые сосуды, Рамбам Ковчег не упоминает. Ковчег – это не самостоятельный сосуд. И вообще не самостоятельный объект. А часть Святая Святых. Та самая гравицапа, без которой пепелац Храма летает только так (с).

Но в таком случае, тут же возникает вопрос: а как же Второй Храм? Там же, на первый взгляд, не было Ковчега? Так как же он мог считаться Храмом? Без батарейки!

А Рамбам им – о тайнике. О том, что Ковчег и скрижали – на своем месте. И все сразу успокаиваются: (почти) все было в порядке со Вторым Храмом.

Что именно говорит Рамбам?

Он говорит так: тайник не был импровизацией. Он не был неким решением, которое было, задним числом, найдено в критической ситуации. А изначально, еще на этапе проектирования, задумано. И исполнено.

И ПО ИЗНАЧАЛЬНОМУ ЗАМЫСЛУ, для хранения Ковчега в Храме предусмотрено два помещения: наземное в Святая Святых и подземное в тайнике. Так было задумано. Чтобы в мирное время Ковчег находился в Святая Святых, а в беспокойное – в тайнике. Который – органическая часть храмового комплекса.

Получается, что неправы мы были, когда предполагали, что создание тайника было личной инициативой Шломо. Это было боговдохновенно. Как и весь проект Храма. А то, что Рамбам пишет о том, что «Шломо знал, что Храм будет разрушен и т.д.» - это не о том, что Шломо, поняв, что Храм будет разрушен, по собственному почину достроил небольшой тайничок. А ему было заповедано свыше построить Храм так, чтобы частью Святая Святых был тайник. При этом важно (и Рамбам это подчеркивает), что Шломо было сообщено, зачем нужен тайник. Почему это было так важно, чтобы он знал что да почему? Потому, что только зная о предназначении, Шломо изначально предназначил это место, как хранилище Ковчега. И потому оно обрело свой статус части храмовой постройки, предназначенной для Ковчега.  

Шломо упоминается для того, чтобы подчеркнуть, что тайник строился как часть Храма . А Йошийѓу- для того, чтобы продемонстрировать: Ковчег переместили в тайник не вынужденно, когда возникла угроза. А во вполне мирные времена. По указанию короля (Йошийѓу). И силами левитов (поэтому приводятся части стиха, касающиеся их служения).

То есть перенос из Святая Святых в тайник во всех отношениях был аналогом переноса Ковчега из Скинии в Храм.

Почему это важно? Потому, что доказывает, что тайник, во всех отношениях, Святая святых подобен и равновелик (может даже и по размерам, поди знай).

Теперь понятно и причем тут урим-и-тумим.

Что говорит Рамбам о Ковчеге? Что тот был в целости и сохранности на месте  и во Втором Храме. Только что? Его не было видно. То есть, по сути, был. А вот внешних проявлений его наличия не было. Говорят, для некоторых это критически важно. Люди приходят в концептуальные рестораны, где едят в полной темноте и им кусок невидимый в горло не лезет. Но это, конечно, буржуйские штучки. Вот у советских людей в темноте самый жор начинался.

Так вот. Невидимый Ковчег.

И с урим, дает понять Рамбам, аналогичная история. Урим во Втором Храме были рабочие, не хуже чем в Первом. Но как рабочий Ковчег был невидимым, так и рабочие урим-и-тумим были неслышимыми. «Не отвечали» они не в том смысле, что ответов не давали. Давали еще как. Но люди не были в состоянии эти ответы воспринять.

Таким образом, получается, во-первых, что во Втором Храме все было в наличии и все работало. А, во-вторых, во втором Храме было что то, что осталось от Первого. Причем, не просто что-то, а что-то определяющее и главное. То, что делает Храм Храмом. Причем это что-то (Ковчег в помещении, построенном в рамках возведения Храма ) осталось и после Второго Храма для Третьего, вечного и незыблемого.

 И получается, что Первый Храм вечный, Третий – вечный, а второй – сэндвич. И в этом его достоинство. Но это уже отдельная тема.

А если подумать, то получается, что все три храма – это не разные храмы. Это один и тот же Храм. Только его время от времени тюнингуют по новой. Но движок – тот же! Неизменно.

И подобным образом, когда восстанут мертвые, они не новые тела получат, хотя технически это было бы проще, а получат свои родные, заслуженные боевые тела. Только починенные, подлеченные и отрихтованные.

На ѓалахическом уровне разобрались. Пошли на духовный.

Храм – это, ясное дело, душа. Постановляет Рамбам: никто не может уничтожить еврейское в душе еврея, полностью разрушить его внутренний Храм. Где то в глубине тайного лабиринта хранятся скрижали нерасторжимой связи с Г-сподом, Б-гом отцов наших.

Разрушения (внешнее воздействие) может коснуться только внешних проявлений нашей б-жественной души. Но не сущностных, «внутренних».

Мало того, даже разрушение внешнего периметра Храма возможно только с принципиального согласия самого еврея и никак иначе. Если бы Шломо не согласился на то, что Храм может быть разрушен, построив тайник для Ковчега, Храм стал бы неприступным. Ведь место расположения Ковчега не может стать доступным врагам и подверженным разрушению!

 Так почему же Шломо согласился строить тайник? Может не надо было? Целее было бы!

Ан нет. Шломо, мудрейший из людей, приходит к выводу, что нет ничего целее разрушенного Храма.

Точнее так. Шломо строил рукотворный Храм. А, как известно, все, что Вы делаете руками…Просто потому что вы (мы) – ограничены, как творения и т.д. И нужно было заложить в  проект Храма опцию (многократного( разрушения (но не до основания), чтобы, пройдя через череду, перестроек, удостоиться наконец Храма сотворенного на Небесах. Храма, который спустится с Небес после прихода Машиаха и т.д.

Получается, что тайник, сооружение которого сделало возможным разрушение Храма, является залогом того, что, благодаря этим разрушениям, этот самый Храм трансформируется из рукотворного в б-годанный. Поскольку чудесная коробка опустится точнехонько на исходный тайник, который остался от первой модели.

И все сойдется: исходное и финальное, людское и б-жеское. И все это – благодаря раскаянию, к которому приводит крах (разрушение). С приходом праведного Машиаха, вскорости, в наши дни.

 

комментарии