Сегодня: 25 мая 2018 г. | 11 Сивана 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

События

15 января, 2018 - 14:52

Рош Ходеш — начало месяца

Дата события: 15 Января 2018 г. | 28 Тевет 5778 г.

Начало нового месяца — Рош Ходеш — отмечают либо в тот день, когда появляется молодой месяц, либо назавтра. Иногда его празднуют один день, иногда — два.

Начало месяцев Шват, Нисан, Сиван и Ав всегда отмечается один день. Новомесячья Хешвана, Адара, Ияра, Тамуза и Элула всегда отмечаются два дня. В високосном году два дня празднуется также начало второго месяца Адар.

Новомесячья Кислева и Адара празднуются следующим образом: два года — по два дня, два года — по одному дню, а затем два года начало одного месяца отмечают один день, а другого — два и наоборот. А Рош Ходеш месяца Тишрей совпадает с Рош аШана — началом года.

Определение даты новомесячья — дело не одной лишь математики. Умения сделать астрономический расчет смены фаз луны тут недостаточно.

Установление даты Рош Ходеш и, следовательно, всех еврейских праздников — это заповедь, обладающая большой святостью, и тот, кто ее выполняет, должен знать, что он осуществляет заповеданное Торой.

Начало нового месяца имеет право устанавливать лишь особая судейская коллегия — специальный бейт-дин. Специальным считается только бейт-дин, члены которого рукоположены учителями, получившими право на это от своих учителей, — и так от учителя к ученику до самого Моше-Рабейну (пророка Моисея) без единого перерыва в традиции. Такой бейт-дин выносит определение о начале нового месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами. После этого мудрецы бейт-дина благословляют и освящают его.

В этот день в иерусалимском Храме приносили дополнительную жертву — Мусаф, и левиты приветствовали наступление нового месяца песнопениями.

В наше время в Рош Ходеш читается дополнительная молитва Мусаф. В остальные молитвы и некоторые благословения включают слова Яале веяво («Да поднимется и придет…»). В этот день читают Галлель (несколько избранных псалмов) и следуют некоторым другим обычаям, подчеркивающим особую святость этого дня.

Поскольку в наши дни Сангедрин не собирается и не существует полномочного бейт-дина, Рош Ходеш не освящается на основании свидетельских показаний. Однако новомесячья не утратили своей святости. Дело в том, что полномочный бейт-дин заранее освятил все будущие новомесячья вплоть до прихода Машиаха, который созовет Сангедрин и возобновит рукоположение судей. Тогда новомесячья снова будут освящаться так, как предписала Тора.

Когда раби Гиллель бен Йеуда, последний наси (президент) Сангедрина, внук раби Йеуды Анаси, (составившего Мишну), увидел, что на Израиль обрушиваются страшные бедствия, и число учеников, достойных рукоположения, резко уменьшилось, он подумал, что если римляне, хозяйничавшие тогда в Эрец Исраэль, запретят освящение новомесячий и казнят немногочисленных оставшихся в живых законоучителей, то тем самым будет нарушен весь порядок следования еврейских праздников. Раби Гиллель собрал мудрецов, каждый из которых был рукоположен своим наставником, тот — своим и так до самого Моше-Рабейну, и бейт-дин в таком составе рассчитал календарь новомесячий, праздников и других дат вплоть до дня Избавления. Они благословили новомесячья на все это время и освятили — заранее — начало каждого месяца. Таким образом, освящение новомесячий не прерывалось со времен Моше-Рабейну, и святость их сохраняется и поныне.

Галаха от Моше с Синая [↑]

Календарь новомесячий и праздничных дат, составленный Гиллелем, не был его изобретением. Он был передан еврейскому народу на горе Синай как неотъемлимая часть Святой Торы. Календарь этот передавался от учителя к ученику от Моше вплоть до поколения раби Гиллеля.

Теоретически мудрецы вообще не нуждались в показаниях свидетелей, чтобы установить время начала нового месяца — они его точно знали. Тем не менее новомесячья освящались согласно свидетельским показаниям. Это — заповедь.

Когда свидетели представали перед мудрецами и сообщали, что тогда-то, с такой-то стороны, на такой-то высоте они видели серп нового месяца, имеющий такую-то ширину, — бейт-дин знал, правдивы ли их слова. Более того — если слова свидетелей не соответствовали истине, судьи знали, могли ли свидетели сделать такую ошибку невольно.

Моше-Рабейну получил от Творца всю астрономическую информацию, необходимую для ведения календаря. Эти сведения он передал Йеошуа бин Нуну, тот — старейшинам, они — пророкам и так далее, вплоть до поколения раби Гиллеля, последнего президента Сангедрина, происходившего из рода царя Давида.

Пока новомесячье освящалось по показаниям свидетелей, мудрецы хранили эту информацию в тайне и проверяли показания свидетелей, опираясь на свои расчеты. И только когда последний президент Сангедрина увидел, что сохранить прежний порядок невозможно, он обнародовал календарь, основанный на расчетах, полученных от Моше, и освятил заранее все новомесячья на тысячи лет вперед.

Основа святости [↑]

Освящение Рош Ходеш — это основа всех праздников Израиля и связанных с ними мицвот. Поэтому заповедь освещать новомесячья была дана Израилю раньше, чем все остальные мицвот.

Действительно: народ Израиля все еще находился в Египте, когда прозвучало (Шмот, 12): «И обратился Г-сподь к Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: “Месяц этот вам — начало месяцев; первый он у вас из месяцев года”.»

Для чего сказано: «к Моше и Агарону?» Почему Вс-вышний не обратился только к Моше?

Потому что освящение нового месяца можно совершить только втроем [см. статью Кидуш левана — освящение Луны]. Вс-вышний как бы сказал: «Я и вы [Моше и Агарон] — мы втроем будем освящать новомесячье». (Шмот Раба, 15)&

Мидраш рассказывает:

«Вс-вышний облачился в талит с кистями и поставил рядом с собой Агарона и Моше. Он призвал Гавриэля и Михаэля в качестве свидетелей и спросил у них: Когда видели вы новый месяц: до [восхода] солнца или после? На севере или на юге? Куда был обращен серп и какую он имел ширину?»

Затем Он сказал Моше и Агарону: «Вот так сыновья мои будут освящать новомесячья». (Ялкут Шимони, Бо, 191)

Слово ходеш на иврите имеет тот же корень, что и слово хадаш — новый, обновленный. Ходеш — это месяц, и подобно луне, он вечно обновляется.

Вс-вышний показал Моше молодой месяц и сказал: «Когда на небе появляется новый серп, наступает начало месяца». (Раши)

Тора учит: «Этот месяц — вам».

Вс-вышний сказал Израилю: «Раньше Я сам освящал новомесячья, как сказано: “Он указывал сроки [с помощью] месяца”. Но теперь я передаю это право вам». (Шмот Раба, 15)

Когда ангелы приводят к Вс-вышнему и спрашивают: «Владыка мира! Когда начало нового года?» — Он отвечает им: «Вы напрасно обращаетесь ко мне. Все мы — и Я, и вы должны обратиться в бейт-дин». (Ялкут Шимони, Бо, 191)

Если бейт-дин решил: «Сегодня Рош аШана», то в Небесах Вс-вышний приказывает ангелам: «Воздвигните возвышение, приведите защитников, пусть войдет обвинитель. Ибо суд мудрецов постановил, что сегодня начало года».

Если судьи решили перенести Рош аШана на завтра, Вс-вышний приказывает: «Вынесите возвышение, выведите обвинителя и защитников — бейт-дин постановил перенести суд на завтра». (Ялкут Шимони, Бо, 190)

«Этот месяц — вам» [↑]

Вс-вышний уподобил еврейский народ месяцу — и луне. Прежде чем вывести Израиль из Египта, Он дал ему понять, что его царство закатится через тридцать поколений, которые сменятся одно за другим так же, как тридцать дней месяца сменяют друг друга.

Луна появляется на небе первого числа каждого месяца и до пятнадцатого числа, до полнолуния, светит все ярче. Затем ее диск становится ущербным, начинает уменьшаться и за пятнадцать дней сходит на нет.

Так и Израиль. Пятнадцать поколений — от Авраама до царя Шломо (Соломона) разгорался его свет.

С воцарением Шломо сияние достигло полноты. Но великому царю наследовали цари все менее и менее значительные, и когда через пятнадцать поколений на престол Давида воссел Цидкиягу, это сияние — блеск Первого Иерусалимского Храма и могущество Иудейского царства — угасло совсем. (Шмот Раба, 15)

Способность к вечному обновлению отличает Израиль от других народов. Поэтому освящение новомесячий и передано в его руки: Израиль устанавливает сроки наступления новых месяце и сам освящается, благословляя и освящая их.

Это свойство — способность к вечному обновлению, которой наделен Израиль, и является гарантией его неистребимости. Другие народы поднимаются к высотам своего могущества и, едва достигнув вершины, начинают опускаться, гибнут и исчезают.

Не таков Израиль: пятнадцать поколений — от Авраама до Шломо — восходила его звезда и пятнадцать поколений — от Рехавама до Цидкиягу — она закатывалась.

После разрушения Иерусалима враги Израиля праздновали победу. И действительно — могло показаться, что навеки угас свет Израиля. Но прошло семьдесят лет — и он вспыхнул вновь. Обновление месяца — это вечный знак Израилю, что и его сияние возобновится.

комментарии