Сегодня: 14 декабря 2018 г. | 6 Тевета 5779 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

24 ноября, 2017 - 11:38

Комментарий рав Шауль Айзека Андрущака к недельной главе Торы "Ваишлах" (изучение главы с 26 декабря/ 8кислева)

Как известно, праотец Яаков очень серьезно готовился к первой встрече с Эйсавом после продолжительной разлуки. Расстались они не на самой приятной ноте: Яаков не по-детски  обнес Эйсава. Эйсав, в свою очередь, пытался убить Яакова. С тех пор прошло много времени. Но время лечит не все раны. Особенно оставленные открытыми. Там где одни отходят, другие, наоборот, только еще больше заводятся. И отходчивость в списке достоинств Эйсава фигурировала где-то в самом конце.

 Поэтому « И сказал он: будет и подойдет Эйсав к одному стану и разобьет его, то оставшийся стан спасется» (Берешит, 32:9). Раши, комментируя слова «то будет оставшийся стан спасен», пишет: «Наперекор ему [Эйсаву], потому что я буду сражаться с ним. Он готовил себя к трем действиям: к дароприношению, к молитве и к битве. К дароприношению, [как сказано:] «и прошел дар пред ним» (Берешит, 32:22), к молитве, [как сказано:] «Б-г моего отца Авраѓама» (Берешит, 32:10), к битве, [как сказано:] «то будет оставшийся стан спасен»».

На первый взгляд, не совсем понятно, зачем Раши объяснять очевидные вещи? Из контекста совершенно понятно, что Яаков делит лагерь из соображений безопасности («будет и подойдет Эйсав к одному стану и разобьет его, то оставшийся стан спасется»!!!), а не из экономии. Так что добавляет к пониманию слов Писания комментарий Раши?

Ряд комментаторов Раши полагают, что тот отвечает вот на какой вопрос: откуда уверенность, что «будет и подойдет Эйсав и т.д.» ? Сколько нужно той стратегической проницательности и разведданных, чтобы вычислить оба лагеря и оба накрыть? Ближний Восток славится тотальностью мер, принимаемых против врагов. Тут не любят оставлять потенциальных неуловимых мстителей. Вырезают под корень. С чего Яаков взял, что его незамысловатая хитрость непременно сработает? А если не был уверен, то почему эта неуверенность не нашла своего отражения в формулировке? Да, хотя бы чистА от сглаза! Сказал бы «НАДЕЮСЬ, если подойдет Эйсав», «МОЖЕТ, оставшийся стан спасется» и т. п. Откуда железобетонная уверенность в том, что все получится????

Отвечает Раши «Наперекор ему [Эйсаву], потому что я буду сражаться с ним». Т.е, Яаков, в этих словах выражает уверенность в том, что в случае, если Эйсав проявит агрессивные намерения, он (Яаков) даст ему отпор таких масштабов, что сможет гарантировать успешную эвакуация второго лагеря и т. д.

Хорошее объяснение. Но оставляет ряд вопросов.

Во-первых,  как можно быть уверенным, что разделения лагерей может оказаться достаточным для того, чтобы ГАРАНТИРОВАТЬ спасение одного из них? А если Эйсав, элементарно, тоже разделит свои силы? И пока Яаков будет рубиться с одной половиной, вторая на рысях обойдет его и обрушится на тот самый второй лагерь?

Во-вторых, что значит «наперекор ему». Наперекор кому и чему? Наперекор нежеланию Эйсава драться? Наперекор нежеланию Эйсава, чтобы Яаков сопротивлялся? И, главное, как это «наперекор», гарантирует спасение второго стана? Каким образом то, что Яаков окончательно решил повоевать, если что, с Эйсавом гарантировало безопасность второго стана?

И как всегда, над всем этим витает глобальное: как все это следует из прямого смысла слов Писания, обещанного нам Раши? Этот вопрос освобождает нас от необходимости (и возможности) пускаться в излишне сложные построения.

Что касается продолжения слов Раши («Он готовил себя к трем действиям: к дароприношению, к молитве и к битве и т.д.»)

Спрашивается, где Раши берет «три действия», если в тексте, казалось бы, совершенно очевидно, речь идет только об одном — о войне! Об остальном речь пойдет, как следует из ссылок, только дальше. Так с какой стати Раши забегает вперед?

И даже если сказать, что Раши зачем-то важно сообщить нам о дополнительных планах Яакова, с чего бы увязывать их с приготовлениями к войне?

Более того, Раши начинает комментарий с пояснений, касающихся приготовления Яакова к войне. Зачем же затем, в продолжение он повторяет эту деталь («приготовился к битве»)? К чему эти повторы?

Короче говоря, из комментария Раши следует, что слова «то оставшийся стан спасется»   содержат указание на то, что военных приготовлений Яакова было достаточно для того, чтобы гарантировать сохранность второго стана. И, что еще интереснее, из них же следует, что Яаков готовился к ТРЕМ действиям и т. д.!

Касательно этих трех действий.

Во-первых, почему Раши, в своем комментарии, перечисляет их в порядке, обратном тому, в котором они упоминаются в Писании? Не «к бою, к молитве, к дару», как, казалось бы, должно быть, но «К дару, к молитве, к бою»?

Во-вторых, в доказательство намерения Яакова поднести Эйсаву дар, Раши приводит стих, в котором говорится о реализации этого намерения. А не более ранние стихи, в которых говорится о намерении.

Если Раши считает, что доказательством намерения служит только их реализация, то ему следовало и в двух остальных случаях цитировать стихи, касающиеся его, а не намерений. И наоборот, если достаточно намерений в случае с войной и молитвой, то почему их недостаточно в случае с даром?

В-третьих, Зачем в комментарии на стих цитировать этот самый стих? Почему не ограничиться указанием на него («тут» и т. п.). Раши, вообще то, известен тем, что у него буквы лишней не выпросишь. А тут целая цитата!

В-четвертых...а «в четвертых» проблема. В русском переводе тонкость, вызывающая вопросы исчезает. Дело в том, что в оригинале сказано «ѓиткин» (дословно «выправил», что ли?). На русский это переводится, конечно, как «подготовил». Но по еврейски, «подготовил» (ѓихин) — это совсем другое слово, даже не однокоренное.

Короче, вопрос, почему Раши выбрал такой оборот (от корня имеющего значение «приводить в рабочее состояние»), а не простое «приготовить(ся)».

Поехали объяснять, пока вопросы не забыли.

Из слов Писания следует, что узнав о том, что, и после получения посланных ему даров, Эйсав, с отрядом, продолжает стремительно продвигаться навстречу Яакову, тот, первым делом, принялся готовиться к бою. Только после этого помолился. И только затем заготовил дополнительную порцию даров.

На первый взгляд, какая-то неправильная последовательность...Что делает еврей ПЕРВЫМ ДЕЛОМ? Что бы ни случилось. Правильно, он молится Всевышнему. А уже потом принимает свои, практические, меры. Какие сочтет нужным и соответствующим предписаниям нашей святой Торы.

И не говорите мне, что именно праотец Яаков завел моду отступать от правильной последовательности действий. Чушь! Конечно, он все сделал как надо. А значит, все, что упоминается, как предшествующее молитве является, на самом деле, подготовкой к ней!

Т.е. в словах «И разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов на два стана. И сказал он: будет и  подойдет Эсав к одному стану и разобьет его, то оставшийся стан спасется» описывается то, что Яаков сделал для того, чтобы подготовиться к молитве.

 Что имеется в виду?

 Яаков разделил свой караван на два стана: передовой (« и мелкий и крупный скот и верблюдов») и тыловой («народ, который с ним»). И вот когда он создает второй, тыловой стан (жены, дети) — есть за кого молиться, чтобы они, по любому, спаслись.

А на чем основывается уверенность в том, что они должны спастись? Яаков, в своей молитве, прямо указывает на причину: это — б-жественное обетование!!! «И сказал Яаков: Б-г моего отца Авраѓама и Б-г моего отца Ицхака, Господь, Кто сказал мне: Возвратись на землю твою и на родину твою, и Я благотворить буду тебе!». Вот и благоволи! И даже если придется воевать с Эйсавом, безопасность ЭТОГО (тылового) стана гарантирована. В рамках благоволения Всевышним Яакову.

Это - на метафизическом уровне. А на практическом он гарантировал свою победу тем, что «ѓиткин» три действия. Разница между подготовкой (ѓахана) и «приведением в готовность» (? ѓаткана), в том, что первая подразумевает некое усилие, направленное на создание готовности. А вторая — достижение желаемого результата. Т.е. собственно приведение в состояние готовности.

Иными словами, можно готовиться-готовиться и так и не доготовиться.  Но если ты пришел в состояние готовности — ты готов!

Яаков пришел в состояние готовности по трем линиям.

Тора свидетельствует, что узнав о приближении Эйсава, Яаков «И устрашился Йааков очень, и тяжко стало ему». И вот он приводит себя в состояние готовности к войне. Потому что с таким настроением (страх, тяжесть) войну, конечно, не выиграть.

То же самое с дарами. Хотя многое уже было подарено Эйсаву — Яаков пришел в готовность подарить еще сколько потребуется.

 И, наконец, молитва. Несмотря на то, что Яаков опасался, что успел нагрешить столько, что это свело на нет полученные им прежде б-жественные гарантии, он приводит себя в состояние готовности к молитве. И упоминанию в молитве тех самых обещаний: «Б-г моего отца Авраѓама и Б-г моего отца Ицхака, Господь, Кто сказал мне: Возвратись на землю твою и на родину твою, и Я благотворить буду тебе! Мал я против всех милостей и всей истины, что содеял Ты с рабом Твоим; ибо с моим посохом перешел я этот Иордан, а ныне стал я двумя станами. Спаси же меня от руки брата моего, от руки Эйсава! Ибо страшусь я его, как бы он не пришел и не разбил меня — мать с сыновьями. Ты же сказал: Благотворить, благотворить буду тебе; и сделаю Я потомство твое как песок морской, который не счесть от множества».

Таким образом становится понятным, что когда Раши приводит стихи, из которых следует, что Яаков готовился по трем линиям, это делается не для того, чтобы «доказать», что подготовка велась, а для того, чтобы продемонстрировать, что по всем трем линиям («и прошел дар пред ним» - стих из которого учат (см. Раши там), что необходимость приносить дополнительные дары выводила Яакова из себя, и тем не менее он был готов наступить на горло своей песне; «Б-г моего отца Авраѓама» - Яаков апеллирует, первым делом, к заслугам отцов, на свои не полагается, но и от молитвы, не дай Б-г, не отказывается. Наоборот. «То будет оставшийся стан спасен» - Яаков готов к войне настолько, что говорит о спасении тылового лагеря, как о чем то совершенно неизбежном). Яаков привел себя в готовность! Отсюда и выбор стихов, и прямое цитирование комментируемого стиха и выбор терминологии. Все объясняется разом.

Что касается последовательности перечисления (дары, молитва, война), то тут все совсем просто: перечисление идет от простого к сложному.

Понятно, почему к дару проще  привести себя в состояние готовности, чем к молитве. А что такого сложного в приведении себя в состояние готовности к войне (спросит тот, кто никогда на войну не ходил)? Ответ в тексте? Яаков был испуган и на сердце у него было тяжело. Преодоление этого — и есть сложность в приведении себя в состояние готовности к войне. А молитве подобные переживания, наоборот, способствуют. НЕ говоря уже о готовности откупиться дарами!

Кроме того, хотя, по факту, первое что сделал Яаков, узнав о приближении Эйсава — это помолился, дары он посылал и до того. Так что готовность продолжать засыпать Эйсава подношениями далась ему с дополнительной легкостью. И потому упоминается первой.

Кстати, а зачем Раши упоминает число действий в состояние готовности к которым привел себя Яаков? Сами бы мы не сосчитали, что дары, молитва и война — это три действия?

Дело в том, что Раши намекает на то, что перед Яаковом было три возможности подойти к проблеме. В зависимости от состояния сторон.

Во-первых, состояние Эйсава. Что знал Яаков о том, каковы планы Эйсава? От своих посланников он знал, что Эйсав каким был, таким и остался. Но мама (мама!) известила Яакова, что можно возвращаться — Эйсав остыл! О! Раз остыл, значит можно договориться. Вопрос только в том, чтобы не переборщить с дарами и не переплатить за холодный мир. Технический момент. Нужно быть готовым одаривать Эйсава.

Во-вторых, состояние Яакова. Яаков, как уже упоминалось, опасался, что нагрешил и лишился б-жьего благоволения. Поэтому, молясь он ссылается на заслуги отцов.

А с другой стороны, молитва — первым делом.

 Вот только что он вымолит Яаков не знал. Мог (что и произошло, в результате) — абсолютную поддержку Небес, которая обессмысливала бы все другие приготовления.

А мог — поддержку в противостоянии. На этот случай следовало подготовиться к войне. Что и было сделано!

Подготовка к трем действиям, в данном контексте, это - готовность к трем возможным сценариям. А не к одному гибридному. Вот к чему Раши упоминает их число.

И вот что еще интересно. Раши подчеркивает, что Яаков привел себя в готовность к трем действиям. Т.е. разом — ко всем трем. Разом! При том, что дары — это обращение к милости, война — к строгости. А молитва — это вообще обращение к Небесам, а не к мирским аспектам проблемы. Как можно изготовиться ко всем трем моментам разом? Это же совсем разные истории!!!

 Конечно, Яаков — он такой Яаков. Он — олицетворение способности гармонично сочетать несочетаемое и комбинировать что угодно, Как проявление б-жественной всеобъемлемости, так сказать.

Но зачем нужно проявлять эту способность? Зачем разом, если можно в правильной последовательности.

 Ответ: нельзя в правильной последовательности. Только максимальная концентрация всех сил на участке атаки. Звучит как-то... по жуковски, но менее верным от этого не становится. Тактику и стратегию, товарищи, никто еще не отменял.

О чем все это вообще? Мы с Эйсавом уже некоторое время толком не воюем. Конечно, вот-вот должен прийти Машиах и тогда к кое-каким вопросам мы еще вернемся. И с Эйсава снимем кое-какую стружку. Так, чисто косметически, на толщину кожного покрова. И отпустим. Возможно. Но пока все это приятные грезы о скором будущем. А что в актуальном плане.

 А в актуальном плане, у нас война культурная. Эйсав — он же матерый гуманитарий. Либерал, разумеется. И Просветитель. Его так много, а Яакова-Израиля — так мало. Но Яаков, с тех самых пор нервного ожидания, ВСЕГДА готов драться. И находится в состоянии готовности оказать сопротивление по всем трем направлениям. И сопротивление ГАРАНТИРУЮЩЕЕ спасение тылового стана — женщин и детей. При условии оказания этого сопротивления, разумеется.

Гарантируем сопротивление?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

комментарии