Сегодня: 22 ноября 2017 г. | 3 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

3 ноября, 2017 - 11:50

Комментарий рав Шауль Айзека Андрущака к недельной главе Торы Хаей Сара (изучение главы с 5 ноября/ 16 хешвана)

В этом году, как и в большинство лет, недельный раздел «Хаей Сара» читают в субботу, когда благословляют наступающий на следующей неделе месяц Кислев.

Поскольку в Торе все точно, как в швейцарской аптеке, понятно, что это — не случайно. И есть прямая и непосредственная связь между тем, о чем говорится в разделе и темой месяца.

Точек соприкосновения — как песчинок на небе. Как звезд в море. Ограничимся чем-то одним, наиболее очевидным.

Но для начала нужно понять, а какая она — тема месяца Кислев? О чем он?

Как известно и говорено не раз, идея еврейского месяца заключена в красных датах, приходящихся на него. В Нисан это Песах. В Сиван — Шавуот. В Адар— Пурим. А в Кислев — 19 кислева. Ну, и Ханука, конечно. Ханука!

 А Ханука — это о чем? Казалось бы, риторический вопрос? Ан нет! Есть люди, искренне верящие клоунам, уверяющим, что праздник Ханука установлен в честь «военно-политической победы», «обретения независимости» и т. д. и т. п. Почему «день победы» установлено праздновать целых восемь дней, да еще и зажиганием каких-то свечей — это, для энтузиастов, фигня-вопрос. Формулировка Рамбама — тем более. Рамбам у нас,прости Г-споди, как зонтик: пошел дождик (нужно сослаться на якобы посещение им Храмовой горы или на якобы неодобрительное отношение его к мистике) — открываем, прошел дождик (зашел разговор, скажем, о заповеди завоевывать Землю Обетованную, или, вот, о том, в честь чего Ханука) — тут же закрываем и прячем подальше, чтобы не мешал.

Так вот, запомните. А лучше запишите. Праздник Ханука установлен в честь чуда. Чудо заключалось в том, что масло, которое зажгли в храмовом светильнике и которого должно было хватить на один день, горело восемь.

Какое отношение эта история может иметь к недельному разделу «Хаей Сара»? Очевидное! В «Хаей Сара» рассказывается о последствиях трагической кончины праматери Сары. В частности — о женитьбе ее единственного сыночка Ицхака. Благодаря которой «И утешение обрел Ицхак после [утраты] своей матери» (Берешит, 24:67). Мидраши объясняют, что утешение заключалось в том, что Ривка, жена Ицхака, была копия Сары. По одной версии (немного стремной, на мой испорченный взгляд), даже внешне. По другим, в бытовых моментах, типа кухни и прочих аспектах манеры опеки своих мужчин. Но, главное, конечно, Ривка демонстрировала тот же уровень святости, что и ее покойная свекровь. В знак подтверждения чего и удостоилась нескольких персональных чудес, аналогичных тем, которых, в свое время, удостоилась Сара. Там целый список. Облако над шатром и т. д. Нас же интересует только одно: субботние светильники, которые зажигала Ривка (а до нее Сара), и в которых масло было на сутки, горели всю неделю, до следующей субботы.

Вот и параллель с Ханукой и ханукальным чудом.

Но тут возникает вопрос. Если чудо затяжного горения масла имело место еще во времена праматерей и даже стало их фирменной фишкой, то почему оно произвело такое сенсационное впечатление во времена Хануки, что в честь него целый праздник установили?

Очевидно, есть некая принципиальная разница между тем, как и почему неделю горело масло в субботних светильниках праматерей и тем, как и почему восемь дней горело масло в храмовом светильнике.

 И очевидно, что разница не количественная (тут всего неделя - семь дней, а там целых восемь!), а качественная. Хотелось бы узнать, в чем же она заключается?

Для того, чтобы разобраться, придется, для начала, ответить на совсем не простой вопрос: а что собой представляло ханукальное чудо? В смысле, каков был его механизм?

В наших святых книгах (в том числе, непосредственно в Шулхан Арухе( предлагаются несколько вариантов.

Первый вариант: чудесным образом увеличивалось количества масла. То ли в исходном кувшинчике, то ли в самом храмовом светильнике — упоминаются обе версии.

Второй вариант. Чудесным образом изменились свойства масла — оно стало в восемь раз менее интенсивно выгорающим. Т.о., в отличие от первого варианта,  в котором каждый день выгорало все масло, а затем возникала новая порция, тут масло убывало помалу.

Тут тоже два варианта: то ли дневную пайку поделили на восемь частей и каждой хватило не на восьмую часть дня, а на целый день. То ли заправили все сразу, но сгорало каждый день по восьмой части.

Если принять за основу второй вариант (оба подварианта), получается, что и чудо Хануки и происходившее со светильниками праматерей, имели один и тот же механизм: масло горело дольше положенного ему в силу природных характеристик.

 А разница только в том, что в Хануку, как уже было упомянуто, масло горело на день дольше. Ну, и, можно допустить, что в Хануку масло обретало свои уникальные качества каждый день заново. А у праматерей заряжалось сразу на всю неделю.

А вот если исходить из первой версии, то тут два разных чуда — у праматерей менялись характеристики масла. А в Хануку — увеличивалось количество (хотя и тут можно найти более ранний прецедент: масло, которое перло у Шунамит в силу благословения Элиши).

 У каждого из двух вариантов — свои погремушки.

Если  допустить, что в Хануку чудесным образом увеличилось количество масла, непонятно вообще ничего. Ведь один из главнейших принципов исполнения заповедей — непереступление границ естественного. Заповеди не терпят чудес и чудесного. Это две совсем разные истории. Если возжечь в храмовом светильнике чудесное масло, заповедь не будет исполнена, а значит действие (и чудо!) лишается смысла.

Если только мы не скажем, что проблема не в происхождении масла, а в его свойствах (т.е. когда говорится «оливковое масло», не имеется в виду, что масло обязательно должно быть из плодов оливы. Может быть и синтетическое. И чудесное. Лишь бы вкус, цвет, кислотность, время горения и пр. как у натурального оливкового.

Если же сказать, что чудо коснулось характеристик, непонятно с другой стороны. В Торе сказано, что ежедневно следует заправлять светильник суточной мерой. Следует ли понимать, что в дни Хануки это условие не исполнялось?

Кстати, та же проблема возникает и в другом варианте.

Короче говоря, не сходится. Нужно искать другое объяснение механизму чуда.

Например такой: была одна мера масла. Ее и залили в светильник. В точном соответствии с формулировкой заповеди. Масло прогорело сутки. По прошествии которых светильник остался заправленным полной мерой.

И дело не в том, что масло сгорало, а потом (или параллельно) возникало новое. Тогда бы с определенного момента горело бы чудесное масло и т.д. Нет. Все было проще и бесконечно элегантнее:  масло одновременно горело и не горело. По типу неопалимой купины. И по типу ковчега, который имел точные размеры, но не занимал нисколько места в Святая Святых.

Речь вот о чем. Даже если допустить, как мы сделали выше, что масло может иметь любое происхождение, лишь бы обладало естественными свойствами, понятно, что критически важно, чтобы процесс горения (заповедь то «возжигать») был совершенно натуральным.

Чудо Хануки заключалось в комбинации взаимоисключающих, казалось бы, процессов: масло горело совершенно естественным образом, подразумевающим сгорание вещества. Но, с другой стороны, масло не сгорало. Парадокс. А хорошее чудо парадоксально по определению.

Тут есть еще одна важная параллель с чудесными свойствами ковчега: как тот не занимал места именно потому, что абсолютно точно соответствовал заповеданным размерам, так и масло в храмовом светильнике горело чудесным образом именно потому, что было возжжено  точно заповеданным образом. 

Итак три варианта чуда: количественное, качественное и парадоксальное. В чем разница?

Если дело в том, что чудо заключалось в возникновении дополнительных порций масла,  то значит чудо имело место только в момент их возникновения.

Как, впрочем, и в случае с качественным изменением. И только если речь идет о парадоксальном варианте, речь идет о чуде, происходившем непрерывно на протяжении всех восьми дней. Что и объясняет восьмидневность праздника.

Понятное дело, все три формы чудесного имеют аналоги в служении человека.

Но начнем сначала. «Естественным», когда речь идет о служении, является следование предписаниям Торы в рамках присущих нашей натуре ограничений. А «чудесным», соответственно, выход за эти рамки. Преодоление себя. Самопожертвование во имя Небес.

«Количественный» вариант чуда служения на преодоление — это когда это преодоление имеет место только в отправной временной точке. В рутинном распорядке дня еврея это проникновенное, от души, чтение утреннего Шма. В эти мгновения происходит подзарядка наших батарей. В этот момент происходит чудо. А дальше все катится по инерции от этого импульса.

"Качественный» уровень — это когда отголосок утреннего душевного потрясения преследует еврея весь день. Нет, он не потрясается на протяжении всего дня. Но это оказывает явственный отпечаток на все его дальнейшие поступки.

 И, наконец,   третий, высший, уровень — это когда  весь день проходит в состоянии непрекращающегося преодоления себя во имя Небес. На каждом вздохе. Т.е. ситуация, когда чудо, парадоксальным образом, становится рутиной.

Каждый из трех уровней связан с конкретной исторической ситуацией. 

В мирное время можно удовлетвориться и первым вариантом. Помехи служению минимально, соответственно в особом усилии нет нужды. Отголосок третьего закона Ньютона, если кому-то это интересно.

Когда тьма сгущается, приходится включать фонарики, есть больше фосфора и налегать на изучение хасидизма.

Впрочем, этого достаточно только до тех пор, пока речь идет о естественной тьме, заслоняющей свет б-жественного присутствия, но не скрывающей его.

 А что делать если начинает скрывать?  Так что создается иллюзия того, что и нет вовсе никакого б-жественного света. Ведь нет никаких «доказательств» его наличия?!

Тут приходится браться, ни более, ни менее, за превращение в свет самой тьмы. А для этого нужна максимальная концентрация сил и перманентное самопреодоление. Ибо для того чтобы творить чудеса (а есть ли большее чудо, чем превращение тьмы в свет?) нужно самому стать чудом. Олицетворением чуда самопожертвования.

Очевидно, что в условиях приведших, в конечном итоге, к чуду Хануки, требовался именно третий вариант служения. Поэтому естественно, что и само ханукальное чудо носило соответствующий, «парадоксальный», характер. Символика!

И, конечно же, еще более очевидно эта же тема просматривается в событиях связанных с 19-м кислева: и сомкнувшаяся накануне непроглядная тьма, и тотальная самоотверженность хасидского служения и, наконец, парадоксальность чуда 19-го кислева, совершенно чудесного с одной стороны и облаченного в облачения будничности с другой.

Итак связь между разделом «Хаей Сара» и месяцем Кислевом в том, что и тут и там имело место чудо сверхъестественно долгого горения масла. Но если в случае с праматерями речь шла о чудесном преумножении масла в светильнике (ведь в те времена наши мудрецы еще не заповедовали зажигать субботние свечи), то в Хануку масло горело и не сгорало. Вот и разница.

Вот вот придет Машиах и постоянное горение послужить Всевышнему всеми сердцами, всеми душами и всеми силами станет для нас естественным, как дыхание. И все это придется выпускать в гудок, поскольку само служение станет недоступным. Как раз ввиду того, что перестанет требовать внутреннего усилия. А еще когда было предложено выпить за то, чтобы наши возможности соответствовали нашим потребностям. Вот и дошутились. Хорошо хоть сколько то часов осталось на то, чтобы, по максимуму, подобрать хвосты.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

комментарии