Сегодня: 22 ноября 2017 г. | 3 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

27 октября, 2017 - 11:02

Комментарий рав Шауль Айзека Андрущака к недельной главе Торы Ваера (изучение главы с 29 октября/ 9хешвана)

В недельном разделе «Ваера» сказано про праотца Авраѓама, что он «и возгласил он там Имя Господа, Б-га вселенной » (Берешит, 21:33).

В трактате Сота (10а) сказано, что следует читать не (только) «и возгласил», но (и) «и делал возглашающим». И продолжает Гемора (и ее цитирует Раши в комментарии на Пятикнижие): «из этого учим, что Авраѓам делал имя Всевышнего провозглашаемым всеми,  кто проходил там [ и пользовался его гостеприимством]. Каким образом? Когда они заканчивали есть и пить и собирались благословить его, он говорил им: «Разве то, что вы ели принадлежало мне? Вы ели принадлежащее Г-споду мироздания! Признайте и восславьте и благословите Тому, кто сказал и мир явился к бытию».

А дальше там рассказывается, что если по хорошему гости не хотели благословить Всевышнего (язычники тоже бывают принципиальными и, по своему, набожными людьми. И важно беспощадно истреблять их, пока они других не заразили), начиналось шоу: Авраѓам вроде бы был готов принять их неготовность подчиниться, но, в таком случае, заламывал какие-то совершенно неподъемные цены на выпитое, съеденное, прохладившееся в тени, оставленное в уборной и т. д. и т. д., что даже самые религиозные (у любой религиозности, если она не переросла в психическое заболевание, есть свои пределы. Нужно только найти их) ломались и благословляли.

Оставим сейчас в стороне всякие увлекательные вопросы, типа «А как мог Авраѓам заламывать грабительские цены, если он соблюдал всю Тору до того, как она была дана?» или «А как мог Авраѓам заставить гостей подчиниться?». Ответы на эти и другие вопросы хранятся в редакции, но сейчас мы поговорим о другом.

Вот о чем? Чего, спросим мы, стоит «возглашение имени Всевышнего» отжатое у утомленного путника, который на склоне жизненного пути узрел на озаренном солнцем поле нежную, донна Ррроза!!! ФИАЛКУ? Ну выдавил он из себя слова ритуального благословения, подсказанные Авраѓамом и его башибузуками, опасливо косясь на уже включенный паяльник. И что? ЭТО называется «делать провозглашаемым имя Всевышнего»?  Казалось бы, понятно, что Авраѓам преследовал позитивные цели: распространение монотеизма, приведение как можно большего числа людей к вере в истинного Б-га и к служению ему. Какое все это имеет отношение к вымогательству формальных жестов? Понятно же, что, как минимум, некоторые из отведавших специфического аврамова гостеприимства, обозливались (у нас, на Ближнем Востоке, народец всегда был гибкий, но злопамятный и болезненно самолюбивый) и настраивались против его веры и его Б-га. Так может не нужно было так давить?

Если бы речь шла о евреях, можно было бы сослаться на знаменитое постановление Рамбама в конце законов развода, согласно которому, согласие на развод, предписанный раввинским судом, добытое у строптивого мужа насилием, имеет силу. При том, что, с другой стороны, разводное письмо имеет силу только в случае, если дано по доброй воле. Просто, евреи так устроены, что, в глубине души, они не могут не хотеть исполнить предписание раввинского суда (как проявление воли Небес). Но дурное начало мешает в этом признаться. И если после того, как ему вломили по самое хочу, дурное начало замолкает, то и прекрасно: тайное стало явным, истинное желание нашло внешнее проявление. Вот разводное письмо и добровольное! Ведь что значит «добровольно»? Пожелав! Он и желает. И даже признает это.

Замечательно. Но это евреи с их специфической душевной организацией, заточенной под б-гослужение в самом широком смысле слова. Но Авраѓам то работал совсем с другим электоратом.  С, не побоимся этого слова, бедуинами. У них то это так не работает! Нет у них  никакой внутренней предрасположенности к служению Творцу.Так как же в их случае может помочь принуждение? 

В «Яфа тоар» (один из самых обстоятельных комментариев на Мидраш Раба, где также приводится вся эта история) сказано, что хотя было понятно, что кое-кто из уступающих Авраѓаму кривил душой и говорил одно, а сам думал себе совсем второе, Авраѓаму было важно отчитаться перед Небесами по плану («выйти руками долга», что называется). А то, что они врали и лицемерили — это оставалось на их, врунов и лицемеров, совести.

Хорошее объяснение. Сразу видно, что автор без ашкеназских закидонов. Хотя фамилие, вы будете смеяться, именно что Ашкенази. Яффе-Ашкенази. Но Тюрция, 16-ый век. Несокрушимое душевное здоровье и минимум рефлексии.

Но. Нельзя не спросить.

Если люди врали и лицемерили, так чего стоит вранье и лицемерие?

А, главное, неужели праотец Авраѓам действительно гонялся за показателями? В том же Мидраше Раба, хотя и в другом месте, сказано, что в заслугу той своей миссионерской деятельности Авраѓам был причислен к лику миротворцев. В смысле зачислен в партнеры Всевышнего по сотворению мира! Не мог же он этого удостоиться за то, что принуждал людей к вранью и лицемерию? Или мог?

Чтобы разобраться в вопросе, нужно разобраться с тем, как устроена еврейская система вправления мозгов на базовом уровне.

Есть несколько мидрашей, объединенных общей сюжетной линией: евреи ведут себя не очень хорошо, но если их как следует напугать, приходят в себя.

И везде возникает один и тот же вопрос: к чему негатив? Может позитивом возьмем? Скажем, зачем поощрять к изучению Тору предупреждениями о том, какая жуткая кара ждет отлынивающих, если можно поманить размерами награды, ожидающей прилежных?

А дело в том, что поскольку еврея (абсолютно другого еврея!) инстинктивно влечет к исполнению заповедей (как выражению воли Всевышнего), его не нужно уговаривать, что заповеди это хорошо и т. п. Он это спинным мозгом чувствует. На молекулярном уровне.

Но что? Все это душевное богатство, как ядро ореха скрыто под толстой и морщинистой скорлупой душевной огрубленности.  Порождаемой, в первую очередь, гордыней, во всем ее разнообразии. Угрозы, оскорбления и прочие средства психологического насилия и призваны ее сокрушить.

А теперь, с вашего позволения, немного разовьем нашу ореховую метафору.

Орешки же они разные. У одних скорлупа тонкая и хрупкая. Как у миндаля, например. Чуть надавишь — она и треснула. Это, условно, уровень тех, кто начинает хорошо себя вести уже после первых же увещеваний проповедника в субботней проповеди. Завода хватает, как правило, где-то до утра понедельника. Но это уже  другой вопрос.

А есть орехи типа кокосового. Волосатые и почти непробиваемые. Тут, зачастую никаких слов не хватает. Но если поставить человека в ситуацию, когда ему не на кого рассчитывать, кроме Всевышнего. Вот тогда они ломаются. И сразу вспоминают о Б-ге, без которого до того прекрасно обходились. Как говорится, не мытьем, так катанием.

Есть известная хасидская история. Как-то раз, когда Ребе Рашаб только принял на себя обязанности ребе, пришел к нему еврей. С очень большой проблемой пришел. Но Ребе Рашаб ответил ему, что не может ему ничем помочь. Вышел еврей от Ребе, уселся во дворе на землю и расплакался. В это время проходил там р.Залман-Аѓарон, старший брат Рашаба. Он заговорил с плачущим евреем и узнав о причине плача, отправился к брату.

-Так поступают с евреем, который приходит за благословением? - спросил, - Он просит о благословении, а Ребе отказывает ему и доводит до слез?

Ребе Рашаб выслушал брата. Затем велел позвать плаксу. Благословил того. И все, с б-жьей помощью, срослось.

 Спрашивается, если Ребе мог благословить, почему не благословил сразу? А если не мог, то почему смог после разговора с братом?

Ответ очевиден. Дело не в разговоре с братом. А в том, что проситель расплакался. Сломался. Пробило его скорлупу отчаяние. А как пробило скорлупу, стало возможным помочь ему. Доступ к душе открылся!

Может и не совсем в том дело, поди знай как там у ребес это работает. Но есть такая версия. Имеет право на существование.

Это у евреев. У которых б-жественная душа. И какой бы толстой ни была скорлупа, где-то под ней, 100%, есть ядро б-жественной души и т. д.

У неевреев б-жественной души нет. А есть хорошее и нехорошее поведение. В зависимости от степени обузданности животной души. Обломали — душа ведет себя по человечески. Не обломали — зверски.

Это как с любым другим животным. Выдрессировали — оно дрессированное. Распустили — оно дикое и неуправляемое. Конечно, сказывается и разница в виде животного. Самые дикие собаки и лошади покорнее людям самых ручных змей. Но это количественные различия, не качественные.

Уже из того, что есть заповеди данные потомкам Ноаха, можно понять, что, как минимум, после потопа, от любого человека на свете можно ожидать признания и понимания того, что у мира есть Творец и Повелитель. Поэтому праотец Авраѓам считал вполне выполнимой задачу вколачивать этот минимум в головы всех, кто попадал ему в лапы. Любыми доступными ему методами, позволяющими сломить их дикий, свободолюбивый нрав.

Разумеется, начинал он по хорошему. В надежде на то, что имеет дело с уже более-менее цивилизованными людьми. И только если оказывалось, что нет, начинал ломать их о колено. В хорошем смысле слова.

И ведь работало!

Выводы очевидны. Мы, потомки праотца Авраѓама, должны брать с него пример. И приближать ко Всевышнему всех, до кого только можем дотянуться. Всеми имеющимися в нашем распоряжении методами.

Кое-кто может задаться вопросом: а какая от этого польза? Если человек соблюдает, скажем, за небольшую денюжку? Или, тем более, ради того, чтобы отцепились уже. И т. д. и т. п.

Теперь мы знаем ответ: если праотец Авраѓам видел в этом пользу даже для сынов Ноаха, у которых нет б-жественной души и Небеса наградили его за это в полный рост, значит есть польза. Тем более, когда речь идет о сынах Израиля и т. д. А то, что для нас эта польза не очевидна, ну, так для нас и польза от трезвого образа жизни не очевидна, но если послушать врачей, которые рубят в теме...

Вот-вот должен прийти Машиах. И тогда все тайное станет явным. В том числе и польза от нашей воспитательной деятельности. Если она имела место быть, конечно.

 

комментарии