Сегодня: 22 ноября 2017 г. | 3 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

18 октября, 2017 - 13:24

Еврейские приметы наших бабушек: почему нельзя есть мясо и рыбу за одной трапезой

Мудрецы запретили есть некоторые продукты из-за опасности и к ним относится еда рыбы с мясом животных или с мясом птицы. И запрещено есть их именно в одно время, но разрешено есть одно после другого, и можно есть рыбу перед мясом или наоборот. И обычай, и так желательно делать, — вначале есть рыбу.
Объясняют комментаторы, что есть различие в основах между мясом и рыбой — рыба охлаждает тело (содержит йод, растворяющий жиры), мясо богато жирами и разогревает тело и это сочетание опасно, в основном, в местах пережёвывания и глотания пищи.
Между едой рыбы и мяса нужно что-нибудь съесть и выпить, чтобы прополоскать рот, а также нужно сменить или вымыть ложки, ножи и вилки.
Сефардские евреи строго придерживаются делать маим эмцаим — [промежуточное] мытьё рук перед началом еды мяса.
Шульхан Арух также говорит о запрете есть вместе рыбу и мясо.
У кошерных животных — два начала: нейтральное (мясо; оно использовалось как приношение в Храме) и низменное (кровь, в «биологическом» составе которой — «зверская» природа животного; поэтому перед процедурой приношения в Храме ее удаляли из мяса).
Рыба в еде усиливает наше животное начало, но — на иной (в отличие от мяса) основе.
Приготовление рыбы для еды не предусматривает ни специального способа умертвления, ни удаления крови. Это объясняется тем, что рыбы живут в особой среде — плавают в море и других водоемах. А вода, согласно еврейской традиции олицетворяет Тору или еще — в чистом виде доброту. В водной среде не существует злых и безнравственных наклонностей. Рыба, которую мы съедаем, духовно поднимает наши физические желания, и они принимаются Вс-вышним. Поэтому рыбу принято подавать на стол во время Шаббатних трапез.
Указание Хазаль по поводу того, что у тех, кто употребляет в пищу мясо с рыбой — одновременно, может развиться болезнь цараат, помогает понять природу этого запрета.
Из других еврейских источников известно, что цараат возникает по причинам духовного характера. Среди них названы — клевета, сплетни…
Талмуд приводит 7 причин, которые могут привести к появлению цараат (трактат Архин, лист 16). И все они связаны с нарушениями заповедей, тех, что регламентируют отношения между людьми (воровство, гордыня) или тех, которые ограничивают поведение человека в его служении Всевышнему (богохульство, ложные клятвы с упоминанием Его имени).
Но о еде, о нарушениях законов кашрута здесь не сказано ни слова.
По указанию Торы, тот, у кого обнаружены признаки цараат, должен быть изолирован и до полного излечения ему предписывается жить вне еврейского стана (Ваикра, гл. 13, ст. 46). Маѓараль в своей книге Хидушей агадот объясняет: тот, кого постигла эта болезнь, виноват в нарушении гармонии отношений между людьми, а потому не должен находиться среди них.
Пища во многом обуславливает духовное состояние человека: трансформируется в жизненную энергию и формирует духовный облик человека. Поэтому так важно соблюдать этот запрет.
 
(Рав Ицхак Яаков Фукс, Рав Элиягу Эссас)

комментарии