Сегодня: 18 ноября 2017 г. | 29 Хешвана 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Традиции

5 августа, 2013 - 14:56

МЕСЯЦ ЭЛУЛ - НОВОЛЕТИЕ

Предвестником наступающего Нового года - рош-гашана - является двенадцатый месяц по нашему календарю - месяц Элул. По летоисчислению, принятому в Библии, элул считается шестым месяцем года, ибо первым называется месяц весны нисан - месяц исхода евреев из Египта, а не тишрей, как принято у нас сейчас. По библейскому календарю, следовательно, двенадцатым месяцем является адар, месяц, на который выпадает праздник Пурим. Но уже в глубокую старину, как сказано в Мишна, первым месяцем года считался тишрей, и первые его дни праздновались как Новолетие - Новый год - рош-гашана.

Итак, элул двенадцатый месяц года, он же называется "месяцем милосердия и прощения". С первого дня этого месяца ежедневно (исключая субботу) после утренней молитвы в синагогах трубят в рог - шофар. Это первое возвещение о приближении Нового года. "Трубит ли в городе труба (шофар), и народ не испугался бы?" - говорит пророк Амос. Звуки трубного рога - шофар, раздающиеся в синагогах, должны встряхнуть народ и возбудить в нем желание призадуматься: "Год близится к концу. Опомнись, совершил ли в этом году деяния, в которых ты должен раскаяться? нанес ли ты кому-нибудь ущерб, обидел ли ты кого-нибудь - возмести убыток пострадавшему, проси прощения у того, кого ты обидел". Звук шофара как бы гласит: "Проснитесь, спящие, пробудитесь от своего глубокого сна..., ибо близок Судный День; очиститесь от дурных деяний, от грехов ваших". В этот месяц евреи воздерживаются от обид и раздоров. К будничным дневным молитвам прибавляют псалом Давида: "Господь свет мой и спасение мое, - кого мне бояться?" Кроме этого произносятся особые молитвы, носящие название "Прощения" - слихот. Евреи восточных общин произносят эти молитвы в полночь или рано, до рассвета, в течение всего месяца элул. Евреи же западных общин - ашкеназим - совершают эти молитвы - слихот в последнюю неделю перед праздником Рош-Гашана.

Начиная с месяца элула люди при встрече друг с другом желают счастливого нового года. В письмах прибавляют традиционное пожелание лешана това тикатеву ветихатему, что означает: "На благополучный год да будете записаны и закреплены". Часто можно слышать, как в разговоре один говорит другому: "Ведь теперь месяц элул, месяц милосердия и прощения, лучше не будем спорить". Или: "Да не будем оговаривать другого, ведь элул теперь". Приближающийся праздник Рош-Гашана и Судный День (Йом Кипур) чувствуются во всей окружающей духовной атмосфере. Особенно это заметно в религиозных кругах. Отношение ко всему становится каким-то более серьезным, чувствуется какая-то ответственность за поступки и даже за слова. В течение элула процветает продажа и покупка шофрот, молитвенников для слихот и махзорим для Рош-Гашана и Йом-Кипур. Этот особый быт в месяц элул отмечен во многих художественных и поэтических произведениях.

Новолетие (Рош-Гашана)

Первые два дня месяца тишрей празднуются нами как праздник Новолетия - Новый год - Рош-Гашана. Лишь один раз упоминается в Библии это название Рош-Гашана и даже в этот раз оно относится не к первым дням тишрей, а к десятому дню этого месяца. В книге пророка Иезекииля сказано: "В двадцать пятом году по переселении нашем в Рош-Гашана в десятый день месяца" и пр. В Пятикнижии праздник этот именуется "Днем трубления" или "Трубным торжеством". В книге Левитов сказано: "Говори сынам Израилевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание". А в книге Числа - Бемидбар говорится: "А в месяц седьмой, в первый день месяца священное собрание должно быть у вас, никакой трудной работы не делайте, день трубления да будет он у вас". Лишь в позднейшей литературе, в Мишне праздник этот носит название, как и в наше время, Новолетие - Рош-Гашана. И так сказано в Мишне: "Четыре Новолетия в году... В первый день тишрей -Новолетие годов", а дальше сказано в Мишне о содержании этого праздника: "В Рош-Гашана все живущие во вселенной проходят перед Ним как овцы паствы". (По интерпретации ученого Альбека, следует переводить - как по номерам.) В позднейшей литературе и в молитвах праздник этот именуется также "Днем вспоминания". И мы так произносим в молитвах Рош-Гашана: "Ты помнишь все дела мироздания и вспоминаешь все творения первобытные ... Сей день начало творчества Твоего, вспоминание о первом дне мира... Кто не помянут в сей день! Ибо память всякой твари предстает перед Тобою".

Праздник этот имеет особый и сложный характер и смысл. Его характер и национальный по содержанию, и широко универсальный. Это глубоко отражается в молитвах, произносимых в эти два дня праздника. В этот день провозглашается царство Божье над всей вселенной, над всеми народами мира и вместе с тем подчеркивается и провозглашается "особый союз" и "особое царство Божье" над народом Израилевым, возложившее на него заповеди Торы. В момент великого религиозного напряжения, перед трублением в шофар произносится следующая молитва: "Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог - Царь всей земли". Приведем еще один отрывок из молитвы Рош-Гашана, где подчеркнута универсальность этого праздника: "Боже наш, царствуй над всем миром во славе Твоей, вознесись над всей землей в красе Твоей. Да познает все сотворенное, что Ты его сотворил..."; "И да составят все единый союз, чтобы исполнить волю Твою от всего сердца". Но день этот имеет также и глубокий национальный смысл. Ведь союз особого характера заключен между Творцом мира и сынами Израилевыми. На них возложено соблюдение заповедей мицвот Торы, которые были даны Им на горе Синай. "Ты явился в величественном облаке Своем священному народу Твоему, чтобы говорить с ним; с неба раздался глас Твой при откровении Твоем в светозарных лучах... Ты, Царь наш, открылся на горе Синай, чтобы преподать народу Твоему учение (Тору) и заповеди". Таким образом, в молитвах Рош-Гашана из года в год мы возобновляем провозглашение и признание Царства Божьего над всей вселенной и особый союз между Владыкой мира и народом Израилевым. Эти торжественные провозглашения сопровождаются звуками трубного рога - шофар точно так же, как это было принято при короновании иудейских царей в библейское время. Праздник Рош-Гашана называется "Днем вспоминания" - Йом Газикарон, ибо он является также "Днем Суда" - Йом Гадин. И так сказано нашими мудрецами: "Три книги раскрываются в день Рош-Гашана: одна - содержащая весьма праведных, другая - весьма грешных, а третья книга содержит "средних". Весьма праведные тут же (в Рош-Гашана) записываются и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть, а "средние" не приговорены до Йом-Кипур". Из-за серьезности характера этого праздника не полагается в эти дни предаваться легкомысленному веселью и торжествам. Мудрецы наши красочно это объяснили: и сказал раби Абагу: "И спросили ангелы Божьи Всевышнего: Царь Вселенной, почему евреи не воспевают перед Тобой песни в Рош-Гашана? И ответил Он им на это: Возможно ли? В дни эти Царь сидит на судейском кресле, и книги жизни и книги смерти открыты пред Ним, а сыны Израилевы будут Ему воспевать?!" От имени раби Леви сказано: "Весь год евреи заняты своими делами. В день Рош-Гашана они берут свои шофарот и трубят в них перед Богом. Тогда восстает Он с кресла Правосудия и пересаживается в кресло Милосердия, и весь мир наполняется милосердием".
Праздник этот - Рош-Гашана - отличается своей серьезностью, торжественностью и глубоко национальным и широко универсальным содержанием. Он богат и всякими символическими обрядами, которые выполняются во время праздничных трапез. Оба дня Рош-Гашана считаются как один "длинный" день.
Дни Рош-Гашана вместе с последующими восемью днями, включая Йом-Кипур, - все эти десять дней составляют нечто целое, которое и носит особое название "десяти дней раскаяния"- асара яамей тшува.
Одной из важнейших основ еврейской религии является идея раскаяния - тшува, что дословно означает "возвращение". Человек может и должен "очистить", "освободить" себя от грехов, им совершенных. Для этого он должен чистосердечно, совершенно искренне покаяться в том, что он совершил, и искренне обязаться впредь не делать этого. Этот долг и это право раскаяния возлагают на человека личную ответственность за его поступки. Человек свободен в выборе своих решений и поступков, и потому он лично, и только он несет ответственность за них. И так как "нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы", то дана ему возможность искупления грехов своих через раскаяние. Человек не подвержен роковому наследию "первичного греха"; по свободному своему желанию он действовал, и никто другой не может освободить его от совершенного им греха, и "прощение" это не может быть "ниспослано" ему с неба как дар Божий. "Поступки твои тебя приближают, поступки твои тебя отдаляют". Только после искреннего раскаяния в совершенном и искреннего обязательства не повторять этого в будущем "отпускаются грехи и очищается человек". Для наивысшего и утонченнейшего "очищения и раскаяния" дан нам день Йом-Кипур.

ОБЫЧАИ МЕСЯЦА ЭЛУЛ

Месяц элул - последний по еврейскому календарю месяц уходящего года. В этот месяц каждый еврей, сознавая себя творением Божьим, проверяет свою душу, свои поступки по требованиям не внешних условий мира, а божественной части души, ибо в каждом есть искра Божия, дух Божий и каждый должен подводить в этот месяц итог прожитого года и готовиться к "грозным дням" - "ямим нораим" (дни между Рош-Гашана и Йом-Кипур).

Еврейский обычай хочет пробудить в человеке желание проанализировать свои действия и свои поступки перед Судным Днем совокупностью всех своих душевных сил.

40 дней отделяют первый день элула от Судного Дня. В эти дни, согласно еврейской традиции, раскаяние легче. Даже грех сотворения золотого тельца простился евреям на сороковой день, когда Моисей поднялся на гору Синай, чтобы молиться за них. И на 40-й день - в Йом-Кипур - сказано было ему, что грех их прощен. Здесь вера творит чудеса, и оттого так крепко все в народе на протяжении веков.
В месяц Элул принято ежедневно утром трубить в синагоге в шофар, чтобы каждый почувствовал необходимость увидеть перед собой истину во всей ее чистоте.
К утренней и дневной молитве прибавляют Псалм 24, в котором выражено высшее стремление души приблизиться к Всевышнему.
В обычай вошло также обмениваться накануне Нового года (весь месяц Элул) приветствием лешана това тикатеву и при личных встречах и в письмах желать друг другу счастливого Нового года.
Молитвы "Прощения" - "Слихот" произносятся с первого дня элула в сефардских общинах, а у ашкеназим - в последнюю неделю. В эти дни прощения и раскаяния верующие люди встают после полуночи или очень рано, до зари, и идут в синагогу молить о прощении. Так в дни "Слихот" стараются люди вспомнить то, что происходило в их душе, и чем глубже их молитва, тем легче удерживаться им от дурного в будущем.

Если можно говорить о чем-нибудь подобном, из чего проистекает эта традиция - вставать после полуночи и молиться, то надо прочитать 119-й Псалм Давидов: "В полночь встаю славословить Тебя за праведные суды Твои".

Еврейский мыслитель и мученик Исраель Алнаква, сожженный на костре летом 1391 года н. э., в своей книге еврейской этики "Светящаяся Менора" утверждал, что встав после полуночи с постели, человек мыслит более рассудительно, так как тело успокоилось, кровь очищена, а душа человека в это время может предаваться более возвышенным чувствам. Именно в силу этого разум и сердце человека перед утренней зарей могут быть направлены на благоразумные мысли больше, чем днем. По этой причине первые праведники ввели в обычай вставать в дни "Слихот" до зари и молить о прощении и произносить слова раскаяния до наступления дня. В эти вот часы, когда человек молится, его слова скорее будут услышаны и дойдут быстрее, ибо время после полуночи - время милосердия и желания Всевышнего помочь человеку.

ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

К Тебе, внемлющему молитве, приходит всякая плоть. (Псалм 65.3)

И будет так, что из месяца в месяц, из субботы в субботу станет приходить всякая плоть на поклонение предо Мной, говорит Господь. (Исайя 66 23)

... Придут, и поклонятся пред Тобой, Господи, и прославят имя Твое. (Псалм 86:9)

Придите, поклонимся, припадем, преклоним колена пред Господом, Создателем нашим. (Псалм 95:6)

Войдем в жилище Его поклонимся подножию ног Его. (Псалм 132:7)

Войдите во врата Его с славословием, во дворы Его с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его. (Псалм 100:4)

Превозносите Господа, Превечного нашего и поклоняйтесь подножию Его. (Псалм 99:5)

Превозносите Господа, Превечного нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его; ибо свят Господь, Превечный. (Псалм 99:9)

Поклоняйтесь Господу в благолепии святыни. Трепещи пред Ним, вся земля! (Псалм 96:9)

А я, по великой милости Твоей, вхожу в дом Твой, поклоняюсь в святом храме Твоем с благоговением к Тебе. (Псалм 5:8)

Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил над всем именем Твоим, слово Твое. (Псалм 138:2)

Придите, воспоем Господу, воскликнем Твердыне спасения нашего. Предстанем пред лицом Его со славословием, в песнях воскликнем Ему. (Псалм 95:1-2)

Бог достопоклоняемый в большой тайне святых, страшен для всех, окружающих Его. (Псалм 89:8)

Благословите ныне Господа все рабы Господни, стоящие в доме Господнем по ночам, вознесите руки ваши к святилищу и благословите Господа. Благословит тебя с Сиона Господь, создавший небо и землю. (Псалм 134:1-2)

... ибо да кто же тот бог на небе и на земле, который совершил бы подобное деяниям Твоим и подвигам Твоим? (Второзаконие 3:24)

В Его руке глубины земли, и высоты гор Его же. Его же море, и Он создал его, иссушу руки Его сотворили. (Псалм 95-4}

Светильник Господа дух человека. (Притчи Соломона 20:27)

И небеса извещают чудеса Твои, Господи, и веру Твою в собрании святых. (Псалм 89:6)

У Тебя мышца с силою, крепка рука Твоя, высока десница Твоя. Справедливость и правосудие основание престола Твоего; милость и истина идут пред обличьем Твоим. Блажен народ, который знает трубный зов. Господи! В свете обличья Твоего ходят они; именем Твоим восхищаются весь день и правдою Твоею превозносятся, ибо Ты красота силы их, и благословением Твоим возвышается рог наш. (Псалм 84:14-19)

Твое небо и земля Твоя; вселенную и что наполняет ее Ты основал. (Псалм 89:12)

Ты расторгнул силою Твоею море; сокрушил головы китов в воде. (Псалм 74:13 )

Ты утвердил все пределы земли; лето и зиму Ты учредил. (Псалм 74:17)

Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки; Твой день и ночь Твоя. Ты уготовил светила и солнце. (Псалм 74:15-16)

Ибо Ты велик и творишь чудеса. Ты един Превечный. (Псалм 86:10)

Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. (Псалм 145:3)

Ибо велик Господь и достославен, страшен для всех богов. Ведь все боги народов ничто, а Господь небеса создал. (Псалм 96:4)

Велик Господь и прославлен во граде Бога нашего, на святой горе Его. (Псалм 48:2)

Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это, так как между всеми мудрецами народов и во всех царствах у них нет подобного Тебе. (Иеремия 10:7)

Нет подобного Тебе, Господи; велик Ты, и велико имя Твое могуществом. (Иеремия 10:6)

Господи, Боже воинств! Кто силен как Ты Господи? И истина Твоя со всех сторон Тебя. (Исаям 89:9)

Господи Цеваот, Боже Израиля, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. (Исайя 37:16)

Кто выскажет всю мощь Господа, возвысит всю славу Его? (Псалм 106:2)

Ибо кто над тучами равнозначен Господу? Кто уподобится Господу между сынами Божьими? (Псалм 89:7)

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, и вопли их слышит и помогает им. (Псалм 145:17-19)

И сошел Господь в облаке и стал около него и провозгласил имя: "Господь". И прошел пред лицом его, и провозгласил: "Господь Вечносущий Бог жалостливый и милосердный, долготерпеливый, великий в благости и правде, сохраняющий благо для тысяч, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания. (Исход 34:5,6,7)

Ты же простишь вину нашу и грех наш и унаследуешь нас. (Исход 34:9)

Ведь Ты, Господи, благ, и снисходителен, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя. (Исаям 86:5)

Вспомни милосердие Твое, Господи, и милости Твои; потому что они от вечности. (Псалм 25:6)

Вспомни обо мне, Господи, по благоволению к народу Твоему; посети меня спасением Твоим. (Псалм 106:4)

Вспомни общину Твою, которую Ты приобрел издревле, колено наследное Твое, которое Ты искупил, эту гору Сион, на которой Ты поселился. (Псалм 74:2)

Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, потому что время помиловать его, ибо пришло время. (Псалм 102:14)

Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его". (Псалм 137:7)

Вспомни Авраама, Ицхака и Израиля, рабов Твоих, которым Ты клялся Собою и говорил им: умножу потомство ваше, как звезды небесные, и всю землю эту, которую обещал Я, дам Я потомству вашему, и будете владеть вечно. (Исход 32:13)

Вспомни рабов Твоих, Авраама, Ицхака и Яакова; не взирай на упрямство народа сего и нечестие его и на грехи его. (Второзаконие 9:27)

Услышь голос наш, Господи Превечный наш и смилуйся, сжалься над нами и прими с жалостью и желанием молитву нашу.

Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как было прежде. (Плач Иеремии 5:21)

Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. (Псалм 51:13)

Не отринь меня во время старости, при истощении силы моей не оставь меня. (Исая 71:9)

Не оставь меня, Господи, Превечныи мои, не удались от меня. (Псалм 38:22)

Сотвори со мною знамение к добру, да видят ненавидящие меня и устыдятся, кохда Ты, Господи, поможешь мне и утешишь меня. (Псалм 86:17)

Слова мои услышь, Господи, вникни в помышления мои. (Псалм 5:2)

Да будут слова уст моих благоугодны Тебе и помышление сердца моего пред лицом Твоим, Господи, крепость моя и искупитель мой! (Псалм 19:15)

Ибо на Тебя, Господи, надеюсь, Ты услышишь, Господи, Превечный мои. (Псалм 38:16)

Утренняя молитва о прощении в первый день "Слихот".

На исходе отдыха встречаем Тебя в предрассветное время

Сидящий на высотах, обрати слух Твой к излияниям души нашей, к нашим молитвам

Ты праотца нашего поднял, дав познать ему силу веры его до конца

В безграничной готовности жертвы, он защищен был Тобою

И вместо сына родного был предан овен всесожженью

Защити же потомство его в крике их души, обращенном к Тебе, в их предрассветной молитве

Когда Ты можешь потребовать вопрошающих Тебя, потребуй их

Потребуй их с небес Существа Твоего

Они распластанные пред священным гневом Твоим, устремляясь к Тебе, ждут дня Твоего пришествия

Через Твое прощение грязь грехов их будет стерта начисто и все узрят чудеса Твои - Создатель всех творении созданных

Это было, когда чадам Твоим, пребывавшим под спудом беды, принес Ты спасенье

Помилуй и вознагради их тем, что превыше всего из богатств Твоих запертых

Чудо Твое, разве этого мало? Дай же им, кто создан в общине чудом Твоим, преступившим с пути своего, вернуться в обитель Твою

Здесь излияние души - чада Твое влечется к Тебе

Много трудностей у нас за собой Обрати внимание на них, а не на наши грехи

Праведность в смиренном чаянии взывающих к Тебе сотворит чудеса

Более, более всего жаждем Твоего чуда - внемли нашим молитвам

Прими в благоволении песни наши и наше ночное бдение

Ты здесь, как и там некогда в Храме, прими мольбы наши в Твоем благоволении

Яви Твое чудо, великий Боже

Приникни с высот небес Твоих к нашим песням и нашим молитвам

комментарии