Сегодня: 22 ноября 2017 г. | 3 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

15 октября, 2017 - 09:36

Комментарий рав Шауль Айзека Андрущака к недельной главе торы Ноах (изучение главы с 15 октября/ 25 тишрея)

Недельный раздел «Ноах», конечно, заканчивается упоминанием праотца нашего Авраѓама, но основная его часть посвящена все-таки, как несложно догадаться, Ноаху (Рассел Кроу) и ключевым событиям его долгой и непростой жизни, знакомой слишком многим по очень неточной, хотя и не лишенной занимательности кине.

Только на строительство ковчега Ноах угробил (уковчежил?) целых 120 (сто двадцать, Карл!!!) лет жизни (см. Раши на Берешит, 6:14, мидраш «Леках тов», начало части «Ноах»).

Понятно, что удивляет в этой истории только одно: сил у Ноаха было немеряно, китайцев нанимать ему никто не запрещал, ковчег, если подумать, не так уж велик и совсем не сложной конструкции, так какого же...левиафана, Ноах так долго тянул с исполнением заповеди? Ведь все (а, особенно, такие как Ноах) знают, что одна из примет хорошо исполненной заповеди — оперативность. Ходят разговоры, что главное, что засчиталось Авраѓаму когда он приносил в жертву Ицхака — это то, что он «встал рано утром», поторопился и не мешкал. А Ноах превращает строительство ковчега в долгострой. Было бы там, что распиливать — не было бы вопросов. Но Ноах строил за свой счет и для себя. И по повелению б-жьему. Куда же он так тянул?

Кроме того, что любые заповеди нужно исполнять с максимальной расторопностью, в данном случае речь шла о создании единственного возможного средства спасения от Потопа и спасения всего человечества. Ноах не знал, когда начнется потоп. Лишняя причина поторапливаться. Но он, наоборот, тянет, словно испытывая б-жье терпение.

Отдельный вопрос: Раши по этому поводу не говорит ничего. Вообще. Не видит тут вопроса. Считает, что тут и пятилетнему ребенку все понятно. Не хотелось бы уступать пятилетнему ребенку.

Невозможно сказать, что Ноах втыкал в интернет или, просто, бездельничал, потому, что интернета еще не было, а тот, о котором Тора свидетельствует, что он был «человеком непорочно праведным» (пусть даже только «в своих поколениях»), не может быть бездельником! Тем более, что о строительстве ковчега прямым текстом сказано «И сделал Hoax; по всему, как повелел ему Б-г» (6:22). Значит Ноах все сделал безупречно. Мало того...это значит, что постройку ковчега он затянул... «как повелел ему Б-г»? Ничего себе!

Напрашивается сахарно-сопливая версия о том, что Ноах, памятуя о том, что Всевышний уже обещал грешникам как раз сто двадцать лет долготерпения («И сказал Господь: Не спорить духу Моему из-за человека вовек, ведь к тому же он плоть; и будет дней его сто двадцать лет» (6:3) и Раши там пишет: «До ста двадцати лет буду долготерпелив к ним. Если же они не возвратятся (от злодеяния своего), наведу Я на них потоп. А если скажешь, что от рождения Йефета до потопа прошло (лишь) сто лет, то знай, что в Торе нет «ранее» и «позднее». Предопределение (о потопе) было еще за двадцать лет до того, как Hoax произвел на свет потомков. Находим это также в Седер Олам. Есть немало аллегорических толкований «не спорить», это же толкование явно прямое») и вот Ноах не торопился со строительством, а освободившееся время тратил на попытки убедить современников раскаяться и тому подобное. Тем более, что, насколько он знал, если раскрутить народ на раскаяние, то потопа вообще не будет (см. Раши на Берешит, 7:12), а значит, ковчег достраивать не придется. Так зачем торопиться с возведением того, что может вообще не понадобиться?

Красивая теория и, наверняка, глубоко симпатичная тем, кто учебе и работе над собой предпочитает тратить все или почти все время на легкий треп, на уровне миссионеров из приобретшего известность в последние дни ролика про целователей задницы Хэнка, гордо именуемый «кирувом», «мивцоим». И считать себя за это молодцом.

Но не сходится.

Во-первых, давая повеление построить ковчег, Всевышний не указывает сроки, в которые это должно быть сделано. А если сроки не указаны, значит срок — вчера. Это все знают. Не мог не знать и стремящийся наилучшим образом исполнить б-жью волю Ноах.

Во-вторых, было бы понятно, если бы Ноах то ударялся в миссионерство, то, увидев, что не преуспевает в этом деле (а мы знаем, что он не преуспел: потоп то состоялся) возвращался к строительству ковчегу, чтобы, чрез некоторое время, попробовать вернуться к миссионерству, используя новые, изобретенные по ходу кораблестроительства, приемы убеждения. Но и мидраш и Раши подчеркивают (или,по крайней мере, упоминают), что Ноах строил ковчег ВСЕ сто двадцать лет («люди поколения потопа, видели, как он на протяжении ста двадцати лет занимается этим»). Что за затяжной перфоманс?

Очевидный ответ на наш вопрос содержится в продолжении цитируемого нами мидраша (и комментария Раши): чтобы люди видели, спрашивали: «Шо за?» и получали в ответ всю правду про надвигающийся (потопы никуда не грядут, они надвигаются) потоп и про раскаяние, как способ избежать его.

Иными словами, строительство ковчега и попытки убедить людей раскаяться, не были двумя различными миссиями Ноаха. А одной, единой и неделимой: средством убеждения служило само строительство!

И это не Ноах придумал, а так ему было заповедано. Потому то он и не мог поторопиться, а был вынужден работать в ритме итальянской забастовки. Чтобы все увидели и, по возможности, впечатлились. Очевидно, хотя бы теоретически, за сто двадцать лет могло сработать.

Но невозможно не задаться вопросом: а что, только строящийся ковчег вызывает вопросы? Достроенный не вызывает? Стоял бы себе готовый ковчег и тревожил души современников? Чем плохо?

Так почему же, еще раз, нужно было затягивать строительство?

Не остается ничего, кроме как признать: несомненно, само повеление Всевышнего о строительстве ковчега включало в себя подповеление о том, чтобы оно длилось сто двадцать лет, и чтобы средством агитации и пропаганды служило именно само строительство. Ноах ничего сам не придумывал. А все сделал как было велено. Это объясняет все.

Только...а какая-то доступная человеческому разумению логика в этом есть?

Ноаху было велено «сделай себе» (6:14). «Сделай» - сделай ТЫ, своими руками, самостоятельно. Поэтому китайцы сразу отменяются.

Рогаческий гаон пишет, что, с ѓалахической точки зрения, если в формулировки заповеди фигурирует глагол «делать» («делай», «сделай» и т.п.), предписано именно само действие. А если «не делать», то запрещено само действие. А не его последствия. Например, если сказано «не делай татуировки», значит нельзя набивать. А ходить в татуировках нет проблем. И все те, кто спекулирует на людской безграмотности и пытается втюхать доверчивым «хозрим б-тшува» дорогостоящие сведения татуировок, как предмет первой необходимости —  разводилы пейсатые.

Но вернемся к нашему разговору.

Итак, Ноах должен был построить ковчег своими силами. Никаких субподрядчиков, никаких подмастерий. Все сам. (Еще один из бесчисленной череды моментов, в которых кино искажает некиногеничную правду жизни).

Дело в том, что, если у евреев, например, всегда существует опция перепоручить исполнение заповеди другому еврею, сделав того своим посланником. И исполнение заповеди будет засчитано пославшему. И хотя конечно, самостоятельное исполнение котируется несколько выше (см. Кидушин, 41а), но мало ли какие бывают обстоятельства. Лучше что-то, чем ничего.

Но у неевреев такой опции нет. Не работает. То есть посланников то назначать им, конечно, можно. Но так, чтобы лействия посланников засчитывались как действия пославших — такого у них нет. (Как же Авраѓам мог сделать Элиэзера посланником, чтобы взять Ривку в жены вместо Ицхака — прекрасный вопрос. Может быть (может быть!) мы об этом поговорим при случае.) Ноах был, по статусу, бен-Ноахом. Ну, получается, ав-Ноахом. Одна малина, ему ничего, связанного со строительством ковчега, никому поручать было нельзя.

А если он все делал сам. Да с учетом того, что, приступая к делу он, практически, не имел навыков физического (квалифицированного физического, Карл!) труда. Вопрос трансформируется. Не «почему он тянул целых сто двадцать лет?», а «Как он мог успеть за сто двадцать лет»?

Вышеупомянутый Рогочевский гаон приводит два мнения, касательно сути заповеди Ноаху построить ковчег. По одному, тоже вышеупомянутому, заповедано было само строительство. По-другому, все-таки заповедь заключалась в том, чтобы возник ковчег.

Какое из мнений правильно, зависит, очевидным образом, в первую очередь, от того, какова цель.

Если она в том, чтобы было на чем уплыть навстречу закату, то какая разница, откуда плавучее средство взялось?! Было сложно, но мы достали! А вы с какой целью интересуетесь?

А если строительство было заповедано для того, чтобы «смотрели и спрашивали», то тогда, конечно, смысл в самом процессе. И есть смысл в его затягивании.

Судя по всему, именно это имеет в виду Раши, когда пишет, что «У [Всевышнего] много [путей для] избавления и спасения. Для чего же Он утруждал [Ноаха] сооружением этого [ковчега]? Чтобы люди поколения потопа, видели, как он на протяжении ста двадцати лет занимается этим, и спрашивали бы у него: «Зачем это тебе?» А он отвечал бы им: «Святой, благословен Он, наведет на мир потоп». — Быть может, они возвратятся (с пути зла)». Вопрос: почему Всевышний выбрал именно такой трудоёмкий путь спасения человечества? Ответ: чтобы видели и спрашивали.

Кстати, мидраш упоминает некоторые альтернативные варианты спасения Ноаха. Например, забрать его и его домочадцев на Небеса. И т. п. чудесные чудеса. Раши ничего из этого не цитирует. Вероятно, он по умолчанию считает, что путь спасения должен быть «естественным». Космические станции и даже самолеты («вознесение на небеса»), по тем временам, были неактуальны. Ковчег — наиболее напрашивающийся вариант. По морям, по волнам.

Поэтому вопрос «почему именно ковчег?» у Раши не возникает. Его интересует другое: а зачем нужно, чтобы Ноах сам надрывался? Ладно, ковчег, опускающийся с Небес — не вариант. Слишком чудесно. Но чем плох наемный труд? Может, строя ковчег, а не только наблюдая за его строительством, люди бы больше впечатлились?  А если не все люди, то, может, хоть сыновья? Как в кино?

И ответ, как мы помним: «чтобы видели и спрашивали». Как говорится, одна из вещей, за которыми можно наблюдать вечно — как работают другие. 

Но вот что непонятно. Хорошо, Рогочевский гаон занимается ѓалахой. Но Раши? Как известно, все что интересует Раши в его комментарии на Пятикнижие — это прямой смысл слов Писания. Почему же он вдруг начинает объяснять, почему Ноаху нужно было строить ковчег самому. Из прямого смысла слов Писания ничего такого не следует. Он вполне допускает и китайцев. Казалось бы, так почему?

(То, что сказано «сделай себе», так это в Писании сплошь и рядом означает «да будет сделано для тебя» и т. п.)

Судя по всему, Раши анализирует последовательность изложения. Смотрим в текст начала раздела «Ноах». Так, родословная Ноаха. Это нам сейчас не нужно. А вот началось: сначала описываются грехи поколения. Затем Всевышний делится с Ноахом намерением извести грешников. Потом дает Ноаху заповедь построить ковчег. И только после этого (6:17) впервые упоминает, что извод будет осуществлен посредством Потопа.

Исходя из этого Раши приходит к выводу, что повеление построить ковчег — не только указание на способ избежать потопа (о котором еще не было речи), но и, в первую очередь, средство попытаться избежать необходимости этот потоп вообще насылать.

Как известно, величайшими (были еще просто великие) сочинениями Раши стали комментарии на Пятикнижие и на Вавилонский Талмуд. Оба посвящены прямому смыслу комментируемых текстов. Но это два разных текста. Поэтому только естественно, что комментарии Раши на одни и те же стихи в Пятикнижии и в Талмуде расходятся. И иногда очень кардинально.

Вот и тут. В комментарии на Пятикнижие Раши пишет, что Ноах строил ковчег в одиночку, А в комментарии на Талмуд (Сукка, 52б), что Шем ему ассистировал (вот и ответ на вопрос, на что опирались киношники в своей версии событий). На этих словах Раши строится теория Рогочевского гаона, что заповедь в том, чтобы был ковчег, а не в том, чтобы Ноах его строил.

Как это получается? А очень просто. В тексте Пятикнижия нет никакого намека на то, что кто-то (и Шем, в частности) помогал Ноаху. Зато есть намеки на то, что ковчег строился в воспитательных целях. И заповедью было само строительство. И Раши пишет, комментируя Пятикнижие (и цитируя мидраши), что Ноах строил ковчег в одиночку.

А в Талмуде сказано, что Ноах уговаривал современников раскаяться. Вне всякой связи со строительством ковчега. И ничего не сказано о том, что ковчег он строил целых сто двадцать лет.  Из чего Раши заключает, что заповедь была в возникновении ковчега, как средства спасения Ноаха и его домочадцев. А не в самом процессе. Отсюда вывод: по мнению Талмуда («по ѓалахе») Ноаху могли помогать. И скорее всего помогал праведный (и старший) сын Шем.

Как вариант: Раши, и в комментарии на Талмуд полагает, что заповедь заключалась в строительстве ковчега. Но согласен с теми, по чьему мнению, и бней-Ноах могут назначать посланников, чьи действия считаются действием пославшего. Поэтому помощь Шема — не проблема: Ноах сделал его своим посланником и вся недолга.

А в комментарии на Пятикнижие он считает подобное допущение недостаточно обоснованным комментируемым текстом. Поэтому пишет там, что Ноах строил ковчег в одиночку.

Рогочевский гаон пишет, что повеление «сделай тебе» следует понимать, как «сделай из своего». Т.е. что Ноах должен был построить ковчег не только самостоятельно (по версии, гласящей, что это так), но и из своих материалов.

ТО же самое сказано в ѓалахе о сукке. Что слова Пятикнижия «сделай тебе [сукку]» означают, что сукка должна быть возведена из материалов, принадлежащих тому, кто собирается в ней сидеть (постоянно).

И что характерно, в учении хасидизма, между ковчегом Ноаха и суккой проводится прямая параллель. И один и вторая — символ мира, примирения. В ковчеге зверушки и прочие обитатели уживались гораздо лучше, чем в несравненно менее ограниченном пространстве. А о сукке сказано в Талмуде (Сукка, 27б) «Все евреи достойны сидеть в одной сукке». Мирком.

А еще в сукке мы находим те три аспекта, что нашли в ковчеге: 1) само по себе возведение — заповедь, 2) строится она из материалов заказчика, 3) конечная цель — спасение сидящих в ней.

А теперь по пунктам.

Строительство сукки — исполнение заповеди. Настолько, что по мнению Иерусалимского Талмуда перед началом нужно благословлять «освятивший нас своими заповедями и заповедовавший делать сукку».

Про то, что сукку заповедано строить из принадлежащего собирающемуся постоянно сидеть в ней мы уже говорили выше.

Ну, а сидят в сукке в память об облаках, спасавших сынов Израиля в пустыне от зноя.

Почему же сукку могут строить китайцы (кроме схаха), а не обязательно — владельцы материалов, собирающиеся в ней сидеть?

Да и заповедь сидеть в сукке можно выполнить, сидя в чужой. В отличие от ковчега. Который обязательно должен был быть ноевым.

Почему параллель настолько неполная?

Разница связана с личностью Ноаха.

Как известно, Зоѓар ставит ему в упрек то, что в отличие от праведников последующих поколений (Авраѓама, в частности) Ноах не молился за своих современников, не пытался (активно) их спасти. Поэтому воды Потопа называются в ряде мидрашей «водами Ноах». Ибо от него зависело нахлынут ли они. И он недостаточно усердно пытался это предотвратить. Сравните его поведение с поведением Моше, просившего (просившего, Карл!) «стереть его имя из Книги» и почувствуйте разницу.

Но странно. Ноах, об этом много говорится, массу сил приложил к тому, чтобы призвать современников к раскаянию и т. п. Что же он за них не молился то? Хотя бы о том, чтобы они раскаялись и его труды не пропали даром?

Ответ. Ноах увещевал других не по велению сердца, а, чисто, чтобы исполнить повеление Всевышнего. Без души. Для галочки. Для большой жирной галины, которая должна была послужить ему пропуском на ковчег: он все сделал как было велено.

Кстати, именно поэтому его увещевания и не сработали (и не срабатывают мантры моих единоверцев машихистов — ну, не хотим мы, чтобы Машиах пришел. А иначе бы уже сто раз пришел).

Итак, Ноах делал что было велено, но идти на самопожертвование ради своих грешных современников не был готов. И получил ковчег для себя. А Моше собой пожертвовал и получил для своих евреев заповедь о сукке.

Поэтому ковчег, предназначавшийся только для Ноаха и его домочадцев, строил сам Ноах и на свои средства.

А сукку, о которой заповедано на Синае, где евреи превратились в единое целое («общину Израиля»), и строить ее (класть схах) можно друг для друга и сидеть друг у друга в гостях. Поскольку, усилиями Моше и его самопожертвованием, мы превратились в одну дружную семью, так что все наши сукки в общем нашем распоряжении. Что очень удобно, когда у тебя нет своей сукки или она далеко. И не всегда удобно, когда в твою сукку ломятся посторонние.

Вот-вот должен прийти Машиах (вне связи с пыженьем машихистов). Засядем мы тогда, всем народом, в сукке из шкуры левиафана и загуляем с такой силой, что не в сказке сказать, ни пером описать. И тогда вы вспомните эту тему и у вас будет что рассказать соседям. Тематическое. Про сукку.

 

 

 

 

 

комментарии