Сегодня: 15 декабря 2017 г. | 27 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

8 октября, 2017 - 11:21

Комментарий рав Шауль Айзека Андрущака к недельной главе торы Берешит (изучение главы с 8 октября/ 18 тишрея)

Комментируя стих «И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет » (Берешит, 1:14), слова «и будут они для знамений», Раши пишет: «Затмение светил — дурное знамение для мира, как сказано: «и знамений небесных не бойтесь» (Ирмияѓу 10:2) — когда исполняете волю Святого, благословен Он, вам незачем опасаться беды».
В Талмуде (Сукка, 29а) приводится целый ряд конкретных людских проступков, в наказание за которые «насылаются» затмения. 
Из этого следует, что затмения — явления «сверхъестественные», из сферы воздаяния людям за их (не б-гоугодные) поступки.
Но, с другой стороны, хорошо известно и не подлежит сомнению, что затмения — явление естественное, представляющее собой следствие хорошо понятных и никак от людских действий не зависящих процессов. А конкретные сроки, в которые они (затмения) происходят,  достаточно легко высчитываются даже в ручную, без привлечения электронной вычислительной техники.
Так как же так? Одно или другое? Реакция небес на конкретные людские поступки (по определению непредсказуемые, ввиду наличия пресловутой свободы выбора) или естественное, без труда прогнозируемое и высчитываемое событие?
 
Во все времена находились и находятся те, кто рад ухватиться за любую ерунду (и, тем более, не ерунду), чтобы обвинить иудаизм в «противоречии научным данным». В данном случае это особенно соблазнительно, потому, что, на первый взгляд, кажется очевидным и наглядным: вот — совершенно естественное природное явление, а вот — примитивные фанатики, дающие ему свое примитивное, антинаучное объяснение. А еще они Джордано Бруно сожгли. 
Важно знать и понимать: ВСЕ обвинения (в отличие от добросовестных вопросов!) иудаизма в «антинаучности» тех или иных его постулатов, не имеют НИКАКОГО отношения к поиску истины. Поэтому совершенно незачем тратить время и силы на их (обвинений) опровержение и, вообще, на пустые препирательства с «защитниками научной картины видения мира». Не заслуживают они того, чтобы тратить на них время и силы. Тем более, с учетом того, что все эти разговоры нужны им ТОЛЬКО для того, чтобы оправдать собственное неисполнение заповедей. И вступая с ними в пререкания мы даем ненужную легитимацию их претензиям. Пусть лучше варятся в неразбавленном ощущении вины. Им же полезнее. 
Но для себя, иногда полезно кое-что и прояснить. Чтобы не мучила проклятая неизвестность и не терзали смутные сомнения.
 
Не вызывает никаких сомнений, в том числе, с «научной» точки зрения, что, во времена Талмуда (к которым относятся высказывания о влиянии людских поступков на затмения) и нееврейские и,не будь они помянуты рядом, еврейские мудрецы знали о том, что представляют собой затмения и умели их вычислять. Ну, если очень хочется, то можно даже сказать, что еврейские мудрецы узнали об этом от нееврейских. Не могли не узнать. Научные контакты были очень тесными. В частности, в области астрономии, особенно интересовавшей наших из-за ее значения для вычисления сроков новомесячья и т. п.
А значит, не может быть, чтобы их высказывания о человеческом факторе, как причине затмений, как то противоречили научным представлениям. Потому что эти научные представления у них были и они их, как известно, разделяли.
Теперь осталось только понять, как ИМЕННО одно представление наших мудрецов (нашедшее отражение в их высказывании в Талмуде) не противоречит другому (современному и известному им - «научному»). 
 
 
 На первый взгляд, можно было попробовать сделать классический еврейский финт ушами и сказать, что мы все неправильно поняли. Происходят затмения — по расписанию. Но вот ВИДЯТ их люди только если Всевышний хочет послать им недоброе знамение. А иначе, то облака их скрывают, то пыльные бури, то, просто, все не туда смотрят. И никакого противоречия. Похожую схему предлагают с радугой и там она неплохо работает. 
Но с затмениями у нас этот номер никак не пройдет. Уже потому, что в Талмуде прямым текстом сказано, что за то, то и то затмение НАСЫЛАЕТСЯ, а не демонстрируется нам. Все, тема закрыта. 
Мало того, в Талмуде уточняется, что солнечное затмение — плохой знак для неевреев (которые уподоблены солнцу), а затмение луны — плохой знак для евреев (которые уподоблены луне). Из контекста следует, с высокой степенью очевидности, что поступки тех или иных народов становятся ПРИЧИНОЙ затмений, вызывают их. А кто что видел или чего не видел — это вообще не тема.
А еще из этого следует, что если бы евреи вели себя образцово, то затмений (лунных, по крайней мере) вообще не должно было бы быть. Но мы же знаем, что все равно были бы. Прибывали бы согласно расписанию, бесперебойно. Так как же так?
 
А вот как. Затмения происходят по расписанию. И по этому самому расписанию мы знаем: когда на небе затмение — на Небесах завинчивают гайки и взыскивают по всей строгости. Вон как  в последние дни начали судить арабских террористов. Примерно.
Теперь становятся понятными слова цитируемого Раши стиха: «Пути племен не учитесь и знамений небесных не бойтесь». Казалось бы, как не бояться, если дурной знак? Отвечает Писание: если не будете учиться у племен всякой гадости, то дурные знаки пусть вас не пугают. Как говорили сталинские следователи и прокуроры:  «Невиновному человеку бояться нечего!».
Не, ну, правда, мы же знаем, что Всевышний безупречно справедлив. И Его Небеса тоже. Так какие бы недобрые знаки ни были, сверх положенного, все равно, не получим. Так чего мы так дергаемся? Нечистая совесть»!
 
Еще раз. Затмения — не следствие людских поступков, как мы чуть было не решили, но указатель на наступление времени беспощадной справедливости, которую все мы так не любим, когда она обращена на нас.
 
Но не все понятно. В Талмуде сказано, что когда у евреев все в порядке, им не стоит бояться небесных знамений. А вот неевреям  велено бояться в любом случае, каким бы молодцами они ни были. Это за что? Особенно с учетом того, что, напомним, согласно Талмуду, затмения указывают на то, что сейчас будут строго судить за конкретные, считанные прегрешения. Кто сказал, что неевреи непременно в них проштрафились? А если нет? А они уже боятся?!
 
Дело вот в чем. Наступление определенного времени влияет не только на Небеса, но и на нас, людей. Есть времена, когда мы успешнее, есть времена когда нам лучше учится, есть времена когда нам лучше молится, есть времена, когда нам лучше делается тшува и т. д. и т. д.
Это не значит, не дай Б-г, что в другое время мы во всем этом не преуспеем. Вопрос усердия. Охотки. Но в указанное время оно само нам в том или в этом помогает. Или, наоборот, мешает.
(Кстати, именно так на натуру человека влияет дата рождения. «Знак зодиака». Мазаль. Понятно, что это влияние не абсолютно и даже не решающе. Усилием воли любой человек в состоянии справиться со своей натурой и изменить (и даже заменить!) ее в любом желаемом направлении. Но заложенное в человеке, натура, склад — все это определяется «мазалем». Это то, что естественно для него. То, что дается ему (относительно) без усилий. То к чему он «инстинктивно» склоняется. 
Человек без голоса и слуха, но страстно желающий стать знаменитым певцом или певицей, обладающей твердой волей и высокой трудоспособностью, а, главное, неограниченными финансовыми возможностями, может, со временем, добиться определенных результатов. Стать певицей Валерией. Или, там, Алсой. Но он никогда не станет Эдит Пиаф или Дженис Джоплин. Уродившихся великими певицами.
Вот так это и работает. Мазаль (связанный с конкретным временем и отражающий его природу) влияет на натуру. Оставляя, при этом, человеку полную свободу формировать себя по собственному усмотрению или под влиянием окружения или как угодно еще.
Другой пример: «счастливые» (например, месяц Адар) и «несчастные» (например, 9 Ава) дни или более длительные периоды. Совершенно необязательно, что в этом Адаре со мной произойдет нечто хорошее или в это 9 Ава — что-то плохое. Но вероятность существенно возрастает, возникает предрасположенность к именно такому, положительному или отрицательному, развитию событий. Воспользуюсь ли я благоприятными условиями или проявлю дополнительную осторожность с учетом неблагоприятных — зависит уже от меня.)
Так вот. Когда в наших святых книгах говорится, что «затмения — дурной знак для мира», имеется в виду не только то, что это время, располагающее к неприятностям и наказанию за них, но и то, что у людей, в это время, появляется склонность влезать в эти самые конкретные неприятности. При  этом понятно, что человек с этой склонностью в состоянии справиться. И даже без какого-то сверх усилия. Всевышний никогда не спрашивает с человека больше, чем тот в силах сделать (поэтому, человеку с дурными природными наклонностями он дает гораздо больше сил, чтобы справиться с ними, чем прирожденному праведнику, которому такая душевная мощь, просто, ни к чему!). 
То есть речь идет не о приговоре мирозданию или каким-то его составляющим, но об очередном испытании, которое тем надлежит пройти и есть все шансы это сделать. Все это очень хорошо видно в метафоре, с помощью которой мидраш описывает духовный механизм затмения: великий монарх (Всевышний) устраивает трапезу для своих подданных (творений).   И вот за шестым столиком начинают шалить. Сразу больше не наливать — это слишком. Поэтому монарх повелевает своему рабу (природе) затушить на этом столике лампу. В порядке деликатного предостережения, что, мол, пора прикрутить фитилек.
Иными словами, затмения предостерегают: внимание, сейчас, строго по расписанию,  вас потянет на определенные безобразия, постарайтесь держать себя в руках или будет очень неприятно и виноваты в этом будете только вы. 
Затмение — это своего рода, сирена, предупреждающая о приближении бедствия. Никому, кроме идиотов, не придет в голову усматривать в звуке сирены причину бедствий. Или, тем более, возможности бедствий.
 
Так почему же евреям, если они огурцом, не следует бояться ничего вообще и знамений (в том числе затмений) в частности, а неевреям, при прочих равных, следует?
Тут дело в том, что неевреи — нормальные люди. Нормальные творения. Как правило, верные своей природе и подчиняющиеся ей. В принципе, нееврей способен бороться со своей натурой не менее успешно, чем еврей. Но это противоречит этой самой натуре. Поэтому неевреи, даже будучи предопределенными, остаются в группе риска и им есть чего бояться.
Другое дело сыны Израиля. У которых «нет мазаля», потому, что они (мы), по сути своей, выше природы и не ограничены ее рамками ни на каком уровне и ни в каком смысле. Мы полностью держим ситуацию в своих руках. И только от нас зависит, куда мы ее повернем. Над нами ничего не довлеет, несмотря на то, что у каждого из нас есть своя натура, свои склонности и свои слабости. Просто, нам это не мешает совершать свободный выбор. И если мы предупреждены («не учись пути всех народов», ни небогоугодному поведению и ни их подчиненности своей природе) и взяли предостережения в расчет, нам нечего бояться — нечему и некому подтолкнуть нас на действия, которые могли бы обернуться неприятностями. Для беспокойства нет причин.
 
Вот вот должен прийти Машиах. Затмения не прекратятся. С чего бы им прекращаться? Ведь они — природное явление! А вот предрасположенность к греховному поведению исчезнет. И у  евреев и, да не будь они рядом помянуты, неевреев. Напрочь. Никого не будет тянуть к греху. Ни в какие времена и ни в какие моменты. Бояться не нужно будет никому и ничего.
Лепота!
Но мы лишимся возможности служить Всевышнему преодолевая себя. То есть служить Ему в полном смысле слова. А это — невосполнимая потеря. Поймем мы это только тогда. Но принять меры можем только сейчас. Тогда будет поздно.
Все на служение Всевышнему! Пока не поздно! 
 
 
 
 
 

комментарии