Сегодня: 20 октября 2017 г. | 30 Тишрея 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

3 октября, 2017 - 16:54

Шаббат холь а-моэд Суккот

В каждый из трех праздников, называемых в Торе «Шалош Регалим» - Праздниками Восхождения, мы читаем одну из Мегиллот – Пяти Свитков Танаха. В Шаббат Холь а-Моэд Песаха мы читаем Шир а-Ширим – Песнь Песней; в праздник Шавуот – Книгу Рут; в Шаббат праздника Суккот читается книга Коэлет (Экклезиаст), написанная царем Шломо (Соломоном). Слово «коэлет» однокоренное со словом «кааль» - община. Буквально оно переводится как «собирающая», т. е., речь, собирающая слушателей.

Выражения «все суета сует», «нет ничего нового под солнцем» и «умножающий мудрость – умножает печаль» давно уже стали крылатыми. Суетность, тщетность, бессмысленность всех человеческих усилий в этом мире – лейтмотив этой книги. Поэтому мы привыкли воспринимать Книгу Коэлет как печальную и пессимистичную.

Однако, все не так просто, как кажется. Ведь недаром мудрецы постановили читать ее в праздник Суккот, который называется не иначе, как «зман симхатейну» - «праздник нашего веселья». Значит, и Книга Коэлет явлется необходимой составляющей той радости, которую приносит нам праздник Суккот.

Для того, чтобы понять, какой позитивный «месседж» кроется за образным языком Коэлета, мы должны, прежде всего, вникнуть в суть трех ключевых слов книги: адам - человек, hевель, которое принято переводить как «суета», и шемеш – солнце, повторяющиеся рефреном на протяжении всего текста Книги Коэлет. Глубокое понимание этих ключевых слов может дать нам в руки основной ключ к пониманию истинного смысла книги, зачастую толкуемой превратно. 

Итак – человек, называемые на иврите «адам». Тора в Книге Берейшит рассказывает нам, что первый сотворенный человек получил имя Адам, ибо был создан из земли (на иврите – адама). Однако, читая историю Сотворения Мира, мы видим, что и остальные земные существа были сотворены Вс-вышним из земли, как сказано (Берейшит, 1:24): «И произведет земля душу живую по виду ее, скот и пресмыкающихся, и зверей земных по видам их…». И, если Вс-вышний захотел дать человеку имя, которое бы в полной отражало его сущность и предназначение, то имя «адам», казалось бы, мало для этого подходит.

Но Маараль из Праги объясняет, что земля имеет два противоположных свойства. С одной стороны, если мы возьмем в руку горсть земли – она не будет иметь решительно никакой ценности по сравнению, например, с таким же количеством золота. Но с другой стороны – все сущее черпает из земли свою силу. Земля – это почва под нашими ногами; то, что растет из земли, составляет основу нашего питания, и получается, что земля есть та субстанция, от которой целиком и полностью зависит наше существование. То есть, в «прахе», не имеющем никакой ценности, сокрыт огромный потенциал. И это качество символизирует название человека – адам. В существе из плоти и крови также заложен огромный потенциал, раскрыв который, он может подняться до невиданных вершин.

«Человек для труда создан», говорит Коэлет. Если мы хотим чего-то достичь – мы должны работать над собой. Если мы хотим что-то из себя представлять – мы должны реализовать в себе все те способности, которыми наделил нас Творец.

Таким образом, имя адам выражает безграничный потенциал, заложенный в нас, однако, для его реализации необходим напряженный труд с нашей стороны.

Еще одно ключевое слово, которое, наверно, чаще всего повторяется в Книге Коэлет – это словоhевель. В знакомом большинству из нас русском переводе это слово трактуется как «суета», но настоящее его значение – пар. Зимой, дыша на морозе, мы можем видеть, как из рта у нас выходит пар, который виден лишь несколько мгновений, и тут же – рассеивается, как будто его и не было. В образном языке Коэлета пар символизирует жизнь в материальном мире, где все преходяще, и исчезает, словно дымка. Как сказано в пиюте «Унетане Токеф», который мы произносим в молитве «Мусаф» в Рош а-Шана и Йом-Кипур: «Человек – из праха пришел и во прах возвратится… Как тень, уходит, и как облако – исчезает, и как ветер – уносится, и как пыль – рассеивается, и как сон – улетучивается…». Ибо пар всегда бесследно растворяется в воздухе, каким бы он ни был густым и обволакивающим.

Третье ключевое слово, необходимое для понимания смысла книги – «солнце», то самое, под которым «нет ничего нового». Солнце – источник физического существования; оно освещает и согревает все живое, и благодаря ему земля производит все свои плоды. Солнце – символизирует материальный мир, который «под ним».

И теперь, в свете вышесказанного, попробуем понять, что же хотел сказать царь Шломо в своей книге.

Во втором стихе Книги Коэлет говорится: «Суета сует, сказал Коэлет, суета сует – всё суета». Можно понять эти слова как риторический вопрос: значит, все, что есть в мире, все, что мы делаем – суета? И цель Коэлета – попытаться самому себе ответить на вопрос: что же мы тут делаем? В чем наше предназначение? Есть ли в мире что-то, что не есть суета?

И следующий стих отвечает на это – «по-еврейски», вопросом на вопрос: «Какова выгода человеку от всех его трудов, что трудится он под солнцем?» На первый взгляд, смысл этих слов таков: что бы человек ни предпринимал, сколько бы сил и энергии ни вкладывал – в конечном счете, все впустую. Но, если принять во внимание слова «под солнцем», о смысле которых мы говорили выше, мы увидим, что в этом вопросе скрыт ответ на вопрос предыдущий. Действительно: что приобретает человек, вкладывающий все свои усилия в то, чтобы достичь только лишь материальных благ и упрочить свое положение в том мире, который «под солнцем»?

В конечном счете ничего. «Ибо участь сынов человеческих и участь скота, участь одна у них: как умереть тому, так умереть этому, и дух (жизни) один у всех, и преимущества у человека перед скотом нет, ибо все суета» (Коэлет, 3:19).

Все, что «под солнцем» - преходяще. Но те усилия, которые прилагаем мы к совершенствованию себя в духовной сфере, к постижению замыслов Творца, сокрытых в Торе – они относятся к той сфере, которая «выше солнца». В этих усилиях, в этой работе мы способны раскрыть вечную, Б-жественную природу нашей души.

Если человек живет лишь интересами материального мира – жизнь его лишена всякой ценности. Но, если он открывает в жизни особое, духовное измерение, это привносит Б-жественный смысл в его повседневную жизнь, в том числе и в его будничные дела – и его существование уже выходит за рамки «суеты».

Как мы сказали в начале, идея Книги Коэлет очень близка идее праздника Суккот.

В течение всего года мы живем в наших уютных домах, под надежными крышами. И можно – конечно, образно – сказать, что эта крыша как бы становится преградой между нами и Небесами. В праздник Суккот мы сидим во временном строении, где ветки и листья, положенные вместо крыши, не отделяют нас от Небес. В сукке мы едим, пьем, спим (по крайней мере, в Земле Израиля), и, в целом, как будто ведем привычный нам образ жизни. Несмотря на это, Шхина – Б-жественное присутствие – светит нам через покрытие сукки и окружает все наше существование святостью, придавая святость каждому нашему действию, которое становится исполнением заповеди Творца. 

Праздник Суккот показывает нам, что в той мере, в какой мы оказываемся способны почувствовать теплящуюся в нашей душе Б-жественную искру, превратить ее в светоч, освещающий все наши действия, все наши труды – в той же самой мере наша жизнь будет наполняться смыслом, радостью и надеждой.

И об этом же напоминает нам Книга Коэлет, читаемая в Шаббат Холь а-Моэд Суккот.  

 

комментарии