Сегодня: 21 сентября 2017 г. | 1 Тишрея 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

21 июля, 2017 - 10:11

КОММЕНТАРИИ РАВ. ШАУЛЬ - АЙЗЕКА АНДРУЩАКА К ГЛАВЕ ТОРЫ "ДВАРИМ" (ИЗУЧЕНИЕ ГЛАВЫ С 23 ИЮЛЯ/29 ТАМУЗА)

В самом начале недельного раздела «Дварим» сказано «И было в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый (день) месяца говорил Моше сынам Израиля, во всем, как повелел Г-сподь ему о них » (Дварим, 1:3).

Так о чем обо всем повелел Всевышний Моше поговорить с сынами Израиля?

Комментаторы, занимающиеся прямым смыслом слов Писания, дают на это два ответа.

Великий и несравненный Раши пишет, отвечая на этот вопрос: «Учит, что порицал их незадолго до (своей) смерти».

Великий и особо, не скрою, любимый лично мной Сфорно (мне категорически не нравится манера некоторых грамотеев обзывать его СфУрно. Впрочем, мне грамотеи вообще не нравятся) придерживается иного мнения: «Повторил им всю Тору до того момента, включительно». То есть до предстояния перед Иорданом и своей кончины.

 Понятное дело, два этих толкования ни разу не противоречат друг другу. А только друг друга дополняют. И те, кто читают книгу Дварим не первый раз, наперед знают, что в ней найдут и то и другое: и суровые порицания и последовательное изложение всех заповедей Торы. Очевидно, спор (даже не спор, а, так, несогласие) Раши и Сфорно сводится к тому, что в книге Дварим является главным, а что второстепенным. Ибо, как говорил (гадом буду, говорил!) товарищ Мао Цзе Дун, « в каждом деле есть главное и не главное. При этом неглавное должно быть подчинено главному». Так-то, эти, как их...малята.

Однако небольшой вопросик все таки остается. «Говорил  Моше» - это о том, что он говорил что из двух? А если он умудрился (что ему совершенно по плечу) вплести (хотел написать «приплести», но получается как-то непочтительно) одно в другое, то как именно?

 

В Талмуде (Мегила, 31б) сказано, что в отличие от четырех первых книг Пятикнижия, надиктованных непосредственно Всевышним, последнюю, книгу Дварим, Моше написал (наговорил?) сам, «от себя».  О!!! Конечно будучи боговдохновенным как никто и никогда ни до, ни после (как об этом подробно пишут Раши и Тосафот в комментарии на трактат Санѓедрин, 56б). Буквально, «Шехина говорила его устами». Так что на статусе книги Дварим это никак не отразилось: полноправная часть Пятикнижия.

Но тогда вообще не понятно. Если «Шехина говорила его устами», то какие же это «от себя»? А если « от себя» то как же...в общем, вопрос понятен.

И еще, в том же Талмуде (Брахот, 21б) сказано, что даже по мнению тех, кто считает что во всем Пятикнижии мы не делаем далеко идущих выводов из последовательности отрывков (смухин») и не следует искать в ней, например, сохранение хронологической последовательности, даже они согласны с тем, что в книге Дварим и последовательность поддается толкованию и хронология соблюдается. В чем разница? В том, что книгу Дварим Моше наговорил «от себя». Да как же от себя, если Шехина говорила его устами? Надо бы как то определиться. А то не сходится.

 

Есть известный мидраш о том, что Тора предшествовала мирозданию две тысячи лет. И известный вопрос умников (умников я не люблю даже сильнее, чем грамотеев) на этот мидраш: если не было еще мироздания, а значит и времени, как части мироздания, то какие же две тысячи лет? И очевидный ответ этим яйцеголовым дурикам: ясен пень, имеется в виду не возраст, но значимость в глазах Творца. Этот мидраш о том, чтоТора, сама по себе, бесконечно выше Творения («старше мира на две тысячи лет»). И чтобы «спустить» ее в мир, потребовался некий «переходник», который стоял бы ногами на земле, а голова на Небесах. Метафорически говоря. А конкретно, это — глава поколения. Бородатый мужчина среднего роста. В поколении дарования Торы это был, естественно, Моше рабейну. В нашем — Седьмой Любавический Ребе и т. д.

 

Моше. Именно он стал тем, через кого была дарована Тора. Потому, что, с одной стороны, он был совершенно не о т мира сего (по степени своей самоотреченности (битуля) перед Небесами). А с другой — самый человечный из людей, как говорится. И самый земной. Мидраш, пытаясь выразить это, приписывает ему аномальный рост — десять локтей. В три, с копейками, раза выше среднестатистического человека той невысокой эпохи.

 

Функция «проводника» может быть осуществлена двумя путями.

Во-первых, «проводник» может послужить, чисто, средством перемещения передаваемого, не оказывая на него никакого личного влияния. Как провод, по которому бежит ток, пока за него не ухватится невнимательная старушка, как две трубы, из одной из которых вливается, а из другой выливается, как подобранный сердобольной девочкой котенок, полный блох и т. д. и т. п.

Во-вторых, когда «проводник» перерабатывает то, что передает и на выходе выдает то же, что было на входе, но в несколько преображенном виде. Подобно пчелке, которая, пропустив нектар через себя, выдает его в виде меда (который кошерен! А был бы продуктом, вырабатываем телом пчелы, насекомого — был бы некошерным! Но это тот же нектар и т. д.) или прилежному пересказчику, пересказыващему сихи Ребе своими словами, только ответственно и точно, не то что некоторые, позволяющие себе.

 

Так вот, передавая первые четыре части Пятикнижия, Моше выступал в качестве проводка. Линии высоковольтных передач. Оптоволокнового кабеля. А вот при передаче пятого, Дварим, превратился в пчелку! Вот и получилось « от себя». Хотя никакой отсебятины там не было, упаси Б-г.

Но если нет никакой отсебятины, то в чем смысл переработки??? Продолжал бы передавать из одного бассейна в другой?

А зачем пчелка перерабатывает цветочный нектар в мед? Правильно! Чтобы мишкам было что есть! Они не едят нектар. А мед — едят.

Первые четыре части Пятикнижия — это б-жественная мудрость во всей своей б-жественности — абсолютно недоступная человеческому постижению. И только пятая конвертирована, прости Г-споди, на доступный людям язык (что выражается в том, что, вот, и последовательность отрывков понятна и хронология соблюдается, все как у людей). Сохраняя при этом, что самое потрясающее, б-годанность и б-говдохновенность в целости и сохранности до последней условной единицы.

 

И все-таки, зачем нужно было превращать «нектар» Торы в «мед»? Понятно же (оставим сейчас в стороне нашу сверхудачную метафору и  сосредоточимся на её объекте — Торе), что любая «переработка», любая «адаптация» б-жьего послания — это уже не то, это - «спуск». Так может не стоило?

 

Ну, во-первых, раз сделали, значит стоило. Мы не начнем сейчас подвергать сомнению решения Всевышнего и Моше. А, во-вторых, это со всей очевидностью указывает на то, что было критически важным, чтобы Тора была доступна человеческому пониманию. Настолько важно, что ради этого можно поступиться чем угодно, в пределах разумного.

Почему? Да потому, что, как известно, единственный подлинный, продуктивный и достойный путь служения Всевышнему — это пусть постижения б-жественного на уровне мудрости-понимания-познания, путь ХАБАДа. Как следует из того, что книгу Дварим Всевышний и Моше отредактировали так,и как отредактировали.

 

Мало того, доступность пониманию книги Дварим дала доступ к постижению (в той или иной мере) и первых четырех книг. То есть благодаря ей мы обрели возможность прикоснуться к б-жественной мудрости, заключенной в Пятикнижии, как она есть нетронутая и незамутненная.

 

Не говоря уже о том, что усилиями Моше Тора стала доступна, по крайней мере, теоретически, ЛЮБОМУ еврею. И, кстати, то, что, согласно мидрашу, рост Моше был именно десять локтей, это намек на десять сил души, на десять уровней (т. е. на все уровни), которые Моше поднял к постижению б-жественного.

 

Вернемся к вопросу «как же могут сочетаться и б-годанность и отсебятина от Моше?».

Формулировка Талмуда и мидрашей, касательно происхождения первых четырех частей Пятикнижия - «Тора дана из уст Гвуры». Гвура — это б-жественная эманация очень высокого уровня. Это уровень имени Элоким и т. д. Но, не «сам» Б-г, а только определенный уровень его проявления. Отсюда ограниченность возможностей. Конечно, по меркам полной безграничности. В частности, невозможность сочетать не сочетаемое: или б-жественное откровение, или отсебятина пророка пророков.

Источник же книги Дварим — это сущность б-жественного, «сам Б-Г». А это — настоящий беспредел, и в самом лучшем смысле слова. А значит, вопрос «как же может быть?» к штуке подобного уровня неприменим. Там все может быть. Она даже без гравицапы может летать не только так, но и вот так.

Так что ничего удивительно в том, что там срослись и б-годанность с переработкой Моше, и, тем более, пересказ всех заповедей Торы с порицанием своих подопечных. Вообще не вопрос.

 

В служении человека (всякого человека) есть место служению на уровене Моше, составляющего книгу Дварим.

И это не что-то экзотическое. А всем, по большому счету, известное духовное явление, которое называется «тшува» (и, словно в насмешку, традиционно переводится, как «раскаяние»). Расская...тьфу, невозможно! Тшува — это инициатива снизу. Инициатива кающегося. Иначе чего бы она стоила, после подсказки Небес? Дорога ложка к...окаина! Но при этом в самом модном у хабадников сборнике маамарим Ребе Рашаба, «Айн-бейсе», по свидетельству тех, кто его читал, написано, что ВСЯКОЕ «пробуждение» - оно свыше. Просто, делается в ненавязчивой, деликатной манере. Женщины еще так  умеют мужчин направлять в нужном направлении, но при этом оставлять в убежденности, что это он сам сделал свой мужской выбор.

В целом схема выглядит так: сначала Небеса посылают в душу еврея или еврейки незаметный, троянский импульс к тшуве. Еврей или еврейка его игнорируют, а иногда даже лечат антидепрессантами. Небеса посылают второй. Третий. Где то в районе пятьдесят восьмого еврей или еврейка начинают шевелиться. И начинают делать тшуву, как им кажется, СВОИМИ СИЛАМИ. Отсебятину несут тшувную. Но как только до этого доходит, на Небесах распахиваются врата милосердия и тшувящего начинают осыпать духовными ништяками. Плотным, тропическимм, валящим с ног дождем.

 

Теперь лучше понятна взаимосвязь между повторением заповедей в книге Дварим (кстати, свои ее ласково называют «Мишне Тора» - «Мини-Торочка»), о которых говорит Сфорно, и порицаниями, на которые напирает Раши. И то и другое дает импульс к самостоятельному душевному труду сынов Израиля («душа обязана трудиться, а по субботам, прям, убиться», как пытался сказать поэт): авторизированный пересказ Моше Торы позволил им САМОСТОЯТЕЛЬНО изучать Тору своим умом, а его порицания — САМОСТОЯТЕЛЬНО сделать тшуву.

И понятно, почему это было наговорено именно накануне вступления сынов Израиля в Землю Обетованную, где от них требовалось действовать САМОСТОЯТЕЛЬНО.

И подобным образом накануне прихода Машиаха, в порядке подготовки, нам накидали учение хасидизма ХАБАД. Чтобы побудить нас к самостоятельному служению Всевышнему.

 

Машиах, между прочим, вот-вот должен прийти. А «Айн-бейс» у многих, до сих пор, стоит не открытый. А у некоторых и не купленный. Это просто несерьезно!!! 

комментарии