Сегодня: 20 августа 2018 г. | 9 Элула 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

18 мая, 2018 - 10:09

КОММЕНТАРИИ РАВ ШАУЛЬ-АЙЗЕКА АНДРУЩАКА К НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЕ ТОРЫ "НАСО"

Как правило, недельный раздел «Насо» читается по субботам, на исходе праздника Шавуот — дня Дарования Торы.

Как известно, в наших святых традициях случайностей и совпадений не бывает. Т.е. случайностей и совпадений не бывает вообще. Все подчинено б-жественному провидению и направляется им. Но то, что касается Торы («иудаизма») исполнено высшего смысла и содержит важнейшие указания, касательно путей служения Всевышнему. Так что, если определенная глава на постоянной основе читается в определенное время (а то, что иногда читается не в то, только подчеркивает, что настоящее время для её чтения — не тут! Бросается в глаза!), это значит, что она содержит важное указание, касающееся именно этого времени. Теперь осталось только понять в чем оно заключается, в каких словах главы и как его понимать.

Начать придется с того, чтобы понять о каком времени мы говорим.

Как уже упоминалось, как правило, недельный раздел Насо читают в первую субботу после праздника Шавуот.

Шаавуот — это Дарование Торы. Ну, сам праздник установлен безотносительно этого события. Просто на пятидесятый день от Исхода приносятся определенные жертвы, воздерживаются от работы и т. д. Но по факту, главное событие этого дня — Дарование Торы. А поскольку время у нас движется по спирали, т. е. каждый день следующего года в духовном плане является повторением того же дня в предыдущем году, только на более высоком уровне, то получается, что каждый год в Шавуот мы не просто отмечаем годовщину дарования Торы, а действительно получаем Тору, причем на более высоком, чем в предыдущем году, уровне. И все наши первые субботы после шавуотов — это первые субботы после дарования Торы.

.   Идем дальше. А чем отличается первая суббота после дарования Торы от всех прочих суббот? Что в ней особенного? А то, что эта первая суббота, которую сыны Израиля соблюли после того, как эта заповедь была дарована.

Конечно, конечно, все мы помним, что заповедь о субботе была среди заповедей-пробников, дарованных еще ДО дарования Торы. В частности, суббота была среди заповедей, дарованных в Маре. Так что были субботы соблюденные и ДО Дарования Торы. Не так ли?

Нет, не так. В Торе упоминается о целом ряде заповедей, которые были даны до дарования Торы. Всему человечеству, отдельным народам, группам народов, кланам, семьям и отдельным лицам. Обрезание, там, пложение и размножение и т. д. Но не все знают, а при даровании Торы все они были отменены. ВСЕ! И даны вновь, силой дарования Торы. И мы сейчас обрезаемся не потому, что Авраѓаму так было заповедано, а потому, что так было заповедано при даровании Торы.

Вопрос этот совершенно не формальный. Дело в том, что до Дарования Торы в мире существовал закон, согласно которому духовное и материальное не могло единиться. т. е. духовность не могла облекаться в материальное, а материальное — возноситься к  духовности. Соответственно, исполнение заповедей носило чисто механический характер. Мысли, эмоции, намерения — все это оставалось само по себе. И только после дарования Торы исполнение заповедей начало приводить к единению материальных объектов, посредством которых исполняются заповеди, с духовностью, порождаемой и привлекаемой исполнением воли Всевышнего, облеченной в заповеди, и душевных сил, вкладываемых в это.

  Так что все, что соблюдалось до дарования Торы — это совсем не то, что после. До дарования Торы субботы, конечно, соблюдались. Но не так, как после.

Однако есть ещё одна суббота. Та, в которую была дарована Тора. В том году так выпало. Песах (Исход) пришелся на четверг. А Шавуот (Дарование Торы), соответственно, на субботу.

Не следует ли считать эту субботу первой из соблюденных после Дарования Торы?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться: суббота — это единое целое и если она единожды нарушена, то вся коту под хвост? Или же каждая секунда, каждый миг субботы самоценен в плане субботнего соблюдения?

По факту - то все знают, что на сегодняшний момент верен второй ответ. И единократное нарушение, не дай Б-г, субботы совершено не означает, что дальше субботу можно не соблюдать (как, например, это работает с индивидуальными постами, которые если нарушил, то дальше уже можно есть без ограничений — все равно перепащиваться). Вопрос, вступил ли этот закон в силу с момента дарования Торы или несколько позже? Потому, что если несколько позже, то значит суббота Дарования Торы, как начавшаяся хорошо в разгар утра (после Дарования Торы) не считается. Как неполная.

Какие основания считать, что закон о том, что в субботу каждая минута дорога, как вся суббота целиком, вступил в силу не сразу по даровании Торы, а позже?

А потому, что учится она из того, что сказано «[И соблюдайте субботу, ибо святыня она для вас.] Ее оскверняющий смерти будет предан» (Шмот, 31:14). Мехильта, так трактует эти слова: «Если неевреи подступают к Земле Израиля и евреи [вынуждены] осквернить субботу, так чтобы не сказали «Раз уж мы нарушили субботу немного, так нарушим ее всю». Сказано «Ее оскверняющий смерти будет предан» - даже одну ее минуту». Понятно, что нарушить субботу в случае угрозы жизни (появление иноземных врагов у границ Земли Израиля) — не просто позволено, но и является святой обязанностью. Но только до тех пор, пока опасность не миновала. Как только миновала — НИ СЕКУНДЫ больше субботу нарушать нельзя. И известно это стало из стиха, фигурирующего в недельном разделе Ки тиса, где говорится о том, что было сказано сынам Израиля не в день дарования Торы, а несколько позже!

На самом деле, это доказательство неубедительно. Давайте подумаем. Почему Мехильта приводит такой экзотический пример? Какова вероятность того, что вражеские иноземцы появятся на Ближнем Востоке? В ближайшее время, по крайней мере! Почему бы не привести в качестве примера какую-нибудь более обыденную ситуацию? .Начиная с самого простого: нарушил человек субботу по ошибке. Автоматически. Чем не пример?

Выглядит так, что в том, что касается стандартных ситуаций, то по умолчанию понятно, что каждая минута субботы самоценна. И только когда происходит нечто, что заставляет, буквально, весь народ преступить (не нарушить! Нарушением было бы не преступать в такой ситуации!) субботние запреты, может возникнуть мысль: да что там осталось от той субботы? Может её уже отменить вообще на этот раз? На это вполне логичное, на первый взгляд, предположение Тора отвечает: я те отменю!!!!! «Ее оскверняющий смерти будет предан»!!!!

Есть известный закон (Шабат., 69б) о еврейском Робинзоне Крузо, который потерял счет дням недели. И теперь не знает, когда суббота. Этот Робинзон должен отсчитать шесть дней,и на седьмой у него будет суббота.

Самое интересное, что, как минимум, по мнению РАДВАЗа (р.Давид бен Зимра) эта суббота будет для Робинзона не символически-условной, а самой настоящей, по закону Торы.

На первый взгляд, очень странно. Субботы (дни недели), в отличие от дней месяцев и лет евреями (людьми) вроде бы не устанавливаются и от людских действий не зависят. Суббота наступает и заканчивается совершенно независимо от людей. В отличие, скажем, от праздников.

Но, судя по всему, РАДВАЗ считает, что всё-таки и статус субботы, да, зависит от того, что решили евреи. Просто, в мирных условиях, субботы считаются субботами по умолчанию. И в этом случае никаких действий, действительно, не требуется. Но если становится не очевидным, где суббота, а где другие дни недели, здесь все зависит от решения евреев. Т. е., теоретически, сейчас в разных общинах (особенно, изолированных) субботы могли приходиться на разные дни недели. Б-г миловал. Но могло бы быть занятно!

Впрочем, это все только по мнению РАДВАЗа. А закон (сим. ША, ОХ, 344) установлен по мнению Раши, согласно которому частные субботы носят все-таки условный характер.

 Вопрос- что значит «условный»? Обладает ли этот день святостью субботнего дня в силу установления мудрецов или, прям, совсем всё условно?

Судя по всему, речь идет о первом варианте. Иначе, почему так важно отсчитывать семь дней? Если все дело в воспитательном моменте (не дать Робинзону отвыкнуть от соблюдения субботы), то какая разница седьмой это будет день или восьмой? А Талмуду (а за ним и Ш(улхан Аруху) очень важно, чтобы это был именно седьмой день. Даже спорят, как его отсчитывают: шесть условно, будних дней, а седьмой, условно, субботний?. Или сначала условная суббота, а затем шесть дней? Ѓалаха, если что, по первому из мнений.

И получается, что счет еврея приводит, как минимум, к тому, что отсчитанный им седьмой день наделяется святостью субботы в силу установления мудрецов. А известное правило (Йома, 31а) гласит: «все установления мудрецов представляют собой подобие установлений Торы». А это значит, что в самой Торе должен быть прописан этот механизм установления статуса дней недели в силу счета, ведомого сынами Израиля.

Важно помнить и понимать, что вообще - то, счет — штука условная. От того, что мы рассчитались на первый-второй, мы не стали ни первыми, ни вторыми. Это фикция. Но только до тех пор, пока счет не оказывается связанным с Торой и заповедями. Вот в этой сфере счет, зачастую, оказывается фактором, определяющим реальность. Праздничный день является праздничным потому, что так сосчитали евреи. Тринадцатилетие — тринадцатилетием, потому, что так сосчитали евреи. Счет омера является реальным фактором потому, что счет ведут евреи. До тех пор, пока этот счет ведется в соответствии с законами Торы. Как только законы Торы нарушаются, так счет и теряет свой смысл, ценность и безусловность. Вот, как когда человек забывает посчитать один день омера, тем самым нарушая предписание, чтобы счет был «целостным». Все, дальнейший счет теряет смысл и если и ведется, то только в воспитательных целях, без благословения.

Все это дает основания допустить, что в ситуации, когда законом Торы всем евреям предписывается преступить субботние ограничения (потому что на подступах к местам их компактного проживания появились зеленые человечки), то не означает ли это отмены статуса сосчитанного седьмым дня как субботнего? И нужны слова стиха (« Ее оскверняющий смерти будет предан»), чтобы опровергнуть это обоснованное предположение.

В любом случае, в основе неверного, но легитимного предположения представление о субботе, как о единой (и особой) единице времени. Это седьмой день. Это 24 часа. На протяжении этого времени, по ходу этого дня могут возникать ситуации, когда субботние ограничения могут быть сняты, в силу оговоренных Торой причин. Но она остается единым днем.

А в тот день, когда была дарована Тора, получилось вот что: от заката до восхода была одна суббота — заповеданная в Маре. Затем началось дарование Торы и все заповеди поотменялись, включая и эту, и субботы не стало вовсе. Затем была дана заповедь о субботе. Но её не к чему было применить, ибо не было целого дня, тех 24 часов. Так что суббота, как она заповедана заповедью Торы, дарованной на горе Синай, в тот день не состоялась. А состоялась только неделю спустя. В ту субботу, когда, как правило, читают недельный раздел Насо.

Именно заповедь о субботе является той заповедью, на примере которой особенно ярко видна разница между «до» (дарования Торы) и «после». «До» - это, просто, день бездействия в память о том, что на седьмой день Творения Творец «отдыхал». А после дарования Торы  этот день наполняется истинным своим смыслом. Во-первых, с дарованием Торы, появляется аспект подлинного (заповеданного) служения, а с ним впечатление, что б-жественная любовь к Израилю «завязана» на усилия, которые Израиль прилагает к тому, чтобы исполнить б-жью волю. Суббота же символизирует тот уровень отношений со Всевышним, на котором любовь Всевышнего изливается на Израиль, даже в большей степени, чем в будни, несмотря на то, что евреи вовсе не прилагают никаких усилий, а, наоборот, всячески расслабляются и отдыхают. А, во-вторых, со времен дарования Торы, суббота стала днем такой святости, которая позволяет не тратить время на борьбу с дурным (животным) началом, ибо святость дня сама изгоняет ее и делает «не релевантным». Именно поэтому в этот день мы позволяем себе вещи, от которых всю неделю отказываемся, как от формы потакания дурному началу.  Например, вкусную еду.

И вот тут становится понятна связь между первой субботой после дарования Торы, субботой  когда эти аспекты впервые проявились с недельным разделом «Насо».

Недельный раздел «Насо» начинается словами «И говорил Господь Моше так: Определи также число сынов Гершона по дому их отцов, по их семействам »  (Бемидбар, 24:21-22). Имя «Гершон» - от корня «г-р-ш». Который имеет два значения: «извлекать, делать явственным» (в случае с субботой, независящую от усилий евреев любовь Всевышнего к ним), как сказано «И дарами урожая солнечного, и дарами производимого (гереш) месяцем » (Дварим, 33:14). И «изгонять» (в случае с субботой, изгонять дурное начало из душ евреев), как сказано «Псалом Давида, – когда он изменил свое поведение (притворился безумным) перед Авимэлехом, и был изгнан (ваигаршеѓу), и ушел » (Теѓилим, 34:1).

Вот так все просто.

Вот придет праведный Машиах и начнется, в духовном плане, эра, которая «вся — суббота». В том смысле, что духовные ништяки, которых пока что мы удостаиваемся только по субботам по большому блату, станут нормой будничной жизни. В скорости, в наши дни.

 

комментарии