Сегодня: 15 декабря 2017 г. | 27 Кислеваа 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

21 апреля, 2017 - 13:53

Комментарии рав Шауль-Айзека Андрущака к недельной главе Тазрия - Мецора

Большая часть недельного раздела «Тазриа» (как и следующего - «Мецора») посвящена законам, связанным со статусом человека (или иного объекта), на теле которого появились белесые пятна, которые, при соблюдении определенных условий, могут означать, что этот человек (или объект) имеет статус «мецора», т.е. пораженного напастью, именуемой «цараат».

«Цараат» долгое время было принято переводить, как «проказа», а термины (их несколько) которыми обозначаются пятна различных оттенков — как «язвы». Разумеется, все это совершенно неверно. Никаких язв там близко не было. И болезнью «цараат»,  ни с какой стороны, назвать нельзя. Это знак Небес, не имеющий никаких биологических, физических, физиологических, вообще  материальных причин. Хотя и выражающийся в появлении совершенно материальных, имеющих цвет, размер и форму пятен.

Альтер Ребе («Ликутей Тора», Тазриа, 22:2) пишет, что  разговор о цараат начинается со слов «Человек (адам), если будет на коже тела его» (Ваикра, 13:2), для того, чтобы сразу пояснить два момента. Во-первых, что речь идет об уровне «адам». В Писании используется несколько терминов, которые можно перевести как «человек». Один из них «адам». Но «адам» это не просто «человек». «Адам» - это «человек совершенный». Таким образом, то, что Тора говорит «Адам если будет на коже тела его»  указывает нам, что подобное (цараат) может произойти только с совершенным человеком. Во-вторых, подчеркивается, что речь идет о «коже». Т.е. о чем-то самом «внешнем», «поверхностном» в структуре тела, которое само по себе является «внешним» и «поверхностным» по отношению к душе. Иными словами, появление цараат указывает на то, что человек достиг такого уровня совершенства (а под совершенством, разумеется, подразумевается полнота соответствия воле б-жьей, богоугодности, в прямом смысле слова), когда «подчистить» осталось только кое-что на самом поверхностном уровне. Да и то - очень точечно На что и указывает появление пятен «цараат».

Потому-то, продолжает Альтер Ребе, со времен разрушения Первого Храма законы, связанные с «цараат» не исполнялись, за отсутствием случаев появления таковой. Люди, за время вавилонского изгнания, успели деградировать настолько, что до каких бы высот святости они ни поднимались с тех пор (а великих праведников хватало во всех поколениях, слава Б-гу) очиститься от внутреннего зла («зло» - это, как мы понимаем, НЕ богоугодность, в противовес «добру» - богоугодности. Все прочие определения «добра» и «зла» - условны и, в этом смысле, не то, чтобы неверны — не корректны) до такой степени, чтобы оно осталось только на самом-самом поверхностном духовном уровне, которому на уровне физическом соответствует (и который символизирует) кожа.

В свете этого объяснения Альтер Ребе становятся понятными известные слова мидраша (см. Санѓедрин, 98б) о том, что, по словам наших мудрецов, одним из имен (прозвищ?) Машиаха будет «пораженный цараат из дома Рабби», как сказано «Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он, а мы считали, что он поражаем, побиваем Б-гом и истязаем» (Ишаяѓу, 53:4).

Возникает вопрос...на самом деле возникает много вопросов. И нервозность возникает. Но это потому, что процитированный стих затаскан христианами, как, якобы, подтверждающий претензии обожествляемого ими еврея на титул Машиаха. Хотя, если верить их собственным легендам, тот был вполне здоровым молодым человеком...Ну, нас христианские легенды и христианские претензии интересовать не должны. У нас свои вопросы. Вот сказано (о Машиахе) в пророчестве «Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел». На основании ЭТИХ слов мудрецы заключают, что Машиах будет именоваться «пораженным цараат (из дома Рабби)».  Почему именно «цараат»? Она же даже не болезнь! И никакими болями не сопровождается! А даже если бы была и сопровождалась, зачем увязывать личность Машиаха с НЕ упоминаемой пророком «цараат»? Разве нельзя придумать имя (прозвище?), которое указывало бы на болезненность и измученность, не касаясь темы «цараат»? Чахлик, там? Или Айболит? Что-то такое.

В свете объяснения Альтер Ребе, все становится понятным. «Болезни» Машиаха — это свидетельства (и символы) не недостатков (какие недостатки у Машиаха? Ведь это о нем же тот же пророк Иешаяѓу говорит (52:13) «Вот, преуспевать будет раб Мой, поднимется, и вознесется, и возвысится чрезвычайно ». И речь, очевидно и несомненно, не о политической карьере!), а, наоборот, достоинств. А единственный «недуг», свидетельствующий о достоинствах — это цараат!

Кроме того, цараат указывает на наличие проблем, которые появляются только от того, что все уже настолько идеально, что можно придираться к самым мелким мелочам. К тому, что до того было решением проблемы, а не проблемой. Целью! Зачастую кажущейся недостижимой!

А это — о Машиахе. Он придет тогда, когда евреи исправят (собственно, как мы знаем, уже исправили) все, что, по-настоящему, требует исправления в этом мире. А на долю Машиаха останется только то, что по меркам нормальных людей в исправлении не нуждается. Этот как раз тот уровень  проблематики (причем, заметим, не его, Машиаха, проблематики, а нашей!), который символизирует цараат.

Всем хорошее объяснение. Но. Имя (да и прозвище) отражает сущность личности. Главное в человеке и в его функции, предназначении в этом мире. Главное, ради чего приходит Машиах, как известно и как подчеркивается везде, во всех первоисточниках, включая ѓалахические (в первую очередь, в «Мишне Тора» Рамбама) — привести евреев и весь мир к полному и окончательному Избавлению. А Избавление — это мир во всем мире, это всеобщее благополучие, это возвращение всех евреев на Святую Землю, восстановление Храма и т.д. и т. д. И все это — ПОЗИТИВНЫЕ, по сути своей, моменты. А исправление мелких недостатков, которые и не недостатки вовсе — это, раз, не чистый позитив, а, всего лишь, исправление негатива. А, два, не главное для Машиаха, а, так,  мелкий побочный эффект. А имя, как уже было сказано, отражает главное, а не побочное. Не сходится!

Ничего не поделаешь, нужно сказать, что цараат имеет непосредственное отношение к Избавлению и каким - то образом символизирует его.

Ну, сказать-то можно все, что угодно. Нужно же сказанное как-то объяснить и обосновать.

Для этого нам придется процитировать еще один мидраш. «Эйха раба». «Эйха» - это «Плач  Ирмияѓу», скорбный гимн, написанный пророком Ирмияѓу под впечатлением разрушения Первого Храма и в память о нем. А «Эйха раба» - это мидраш, толкующий сказанное в этом произведении. А также перекликающиеся с ним (в первую очередь, тематически) тексты. В частности, стих из нашего недельного раздела (напомню, Тазриа) «И пораженный цараат, на котором отметины, одежды его будут разорваны » (13:45). Мидраш трактует эти слова как аллегорию: «Пораженный цараат» - это Храм, «отметины» - это идолопоклонство, а «одежды его будут разорваны» - это поруганные одеяния коѓенского служения. Иными словами, то, что сыны Израиля предавались идолопоклонству, привело к тому, что Храм был разрушен.

И вот что интересно. Мидраш говорит: «пораженный цараат — это Храм». Не «оскверненный Храм», не «поруганный Храм», не «заброшенный Храм». А просто Храм. Без каких бы то ни было уточнений отрицательного свойства. Напоминает историю с Машиахом, которого будут звать «пораженным цараат». И тоже в сугубо хорошем смысле слова.

Понятным это становится в свете сказанного там же, в «Ликутей Тора» Альтер Ребе, что отметины цараат являются проявлением высшей святости. Высшей и в том значении, что её духовный источник имеет столь возвышенную природу, что наш мир, попросту, не приспособлен для его восприятия. Но совершенство служения великих праведников времен Первого Храма создавало условия для того, чтобы, в порядке исключения, да, происходило раскрытие этого невероятно высокого света. В идеале раскрытие это было достаточно локализованным, чтобы негативных последствий не иметь. На физическом уровне это выражалось в том, что отметины были такого цвета, размера и т. д., что осмотрев их, коѓен признавал их чистыми. В менее идеальных случаях, объем света оказывался избыточным, что приводило к тому, что материальное воплощение высшей святости превращалось в источник нечистоты.

Это можно сравнить со светом, который, будучи лишь чуть более интенсивным, чем тот, к которому приспособлено наше зрение, начинает слепить и, вместо того, чтобы позволять видеть — мешает. Хотя, не будь наше зрение столь ограниченным, это не стало бы проблемой.

Ограниченность зрения — это, естественно, только частный пример. И ограниченность способности воспринимать святость — тоже частный пример. Мир В ПРИНЦИПЕ создан Всевышним таким образом, что что-то воспринимается, а что-то нет. Что-то можно понять, а что-то нет. Что-то может проявиться, а что -то не может. Короче говоря, есть границы, есть определения. Зло может быть источником добра. Добро может быть источником зла. Но добро это добро, а зло это зло. Понятно, что все относительно. Но это, просто, означает, что нужно договориться о системе координат. И для каждой такой системы можно найти единственно верное значение элемента, точно его классифицировать и т. д., и т. п. Так устроен наш мир. 

До поры до времени. Потому, что после прихода Машиаха и наступления Избавления (некоторое время спустя после прихода Машиаха и наступления Избавления) эти ограничения исчезнут. Благодаря приходу Машиаха удастся преодолеть ограниченность нашего мира. Включая ограниченность нашего восприятия. И свет, который в наше время непереносим настолько, что становится помехой — источником нечистоты, перестанет быть таковым. И не потому, что мы обретем способность воспринимать свет более высокого порядка — это само собой. И не интересно. Как любой «количественный» рост. А у нас произойдет изменение качественное: исчезнет проблема «что-то да, а что-то нет», исчезнет сама ограниченность. Исчезнут какие-либо ограничения. В первую очередь, в том, что касается восприятия б-жественного. Но совершенно не только. А во всем вообще.

Т. е., возвращаясь к примеру со зрением, не просто станет можно смотреть на сварку, а мы сможем смотреть локтем. И коленом. И сквозь стенку. И сквозь стенку коленом на сварку. Но, согласитесь, при таких возможностях интерес к сварке, как к объекту созерцания, резко сокращается.

И на эту перспективу намекает мидраш, утверждая, что одним из имен Машиаха будет «пораженный цараат из дома Рабби». Имеется в виду, что Машиах будет тем, кто приведет мир в состояние, когда все рамки и границы исчезнут настолько, что тот свет, который сейчас, по определению непереносим этим миром, перестанет быть таковым. И, еще раз, не потому, что мы обретем способность его воспринимать, а потому, что больше не будет никакого деления на воспринимаемое и невоспринимаемое. Вот тогда заживем. В скорости, в наши дни.

Да! А Храм мидраш называет «пораженным цараат» потому, что Храм — действующая модель будущего. Со всеми ограничениями модели. Но действующей!

комментарии