Сегодня: 29 мая 2017 г. | 4 Сивана 5777 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Новости

17 марта, 2017 - 12:24

Тема дня: Законы кидуша в шабат

Кидуш

Из сказанного в Торе: «Помни день шабата, чтобы освятить его». Освящение шабата начинается над первым бокалом вина. Кидуш, то есть благословление, надо делать на вино либо на другой плод виноградной лозы (чистый кошерный виноградный сок). При произнесении кидуша на вино халы прикрывают, обычно специальной нарядной салфеткой, которая используется только для этого. Мудрецы отмечают, что между наступлением шабата и кидушем нельзя ничего есть и пить.

Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, хотя можно (а в некоторых общинах – желательно) произнести самостоятельно. Кидуш должен произносить взрослый человек, то есть мальчик, достигший бар-мицвы, 13 лет (если в доме нет мужчины, то девочка старше 12-ти лет, бат-мицва).

Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).

Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская вайехулу).

На что делают кидуш

Лучше всего делать кидуш на старое вино (на иврите словом яин, вино, называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях. Тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.

Сколько необходимо выпить

Необходимо выпить из специального кидушного бокала количество вина в размере мло лугмав (объем жидкости, которая помещается за одну щеку), причем следует выпить его почти в один глоток, то есть быстро. Если делающему кидуш тяжело выпить необходимое количество, это может сделать любой из присутствующих.

Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом. Потому обычно произносящий кидуш после своего глотка доливает немного вина (или виноградного сока) из бутылки и разливает его по бокалам собравшихся.

Кидушный бокал

Кидушный бокал должен содержать минимум 87 см³ вина (ревиит). Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой. Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы.

Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.

Кидуш в месте трапезы

Кидушнеобходимо делать в месте, где будут есть. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке, а ест дома, следует спросить раввина своей общины, как поступить.

Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Обычно достаточно небольшого (размером с крупную маслину) кусочка халы либо любого другого мучного изделия.

Дневной кидуш

Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш – постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.

Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на любой распространенный в этой стране напиток, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения борэ при агафен или шеаколь на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба – большой кидуш.

Что же делать с запретом на еду и питье перед дневным кидушем? В этом случае мудрецы постановили, что запрет касается только времени между молитвой и кидушем.

Кидуш над бокалом вина:

Шёпотом: Вайи́ эрэ́в вайи́ бо́кэр...

Йом ашиши́, вайхулу́ ашамайи́м веаарэ́ц вехо́ль цеваа́м. Вайха́ль Элои́м байо́м ашевии́ мелахто́ ашэ́р аса́ вайишбо́т байо́м ашевии́ мико́ль мелахто́ ашэ́р аса́, вайварэ́х Элои́м эт йом ашевии́ вайкадэ́ш ото́, ки во шава́т мико́ль мелахто́ ашэ́р бара́ Элои́м лаасо́т.

И был вечер, и было утро...

День шестой. И были завершены небо, земля и всё их воинство. И закончил Б-г на седьмой день Свой труд, которым занимался, и в седьмой день отдыхал от всего Своего труда, которым занимался. И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он отдыхал от всего Своего труда, который был создан Б-гом для деяний.

Над бокалом вина:

Саври́, марана́н.

Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м борэ́ пери́ агафэ́н.

Вне́млите, господа.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Над хлебом (халой):

Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м амо́ци лэхэ́м мин аарэ́ц.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.

Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м ашэ́р кидеша́ну бемицвота́в вераца́ ва́ну, вешаба́т кодшо́ беаава́ уврацо́н инхилану́ зикаро́н лемаасэ́ верэши́т, техила́ лемикраэ́ кодэ́ш зэхэ́р лициа́т Мицраи́м. Вешаба́т кодше́ха беаава́ уврацо́н инхалтану́. Бару́х Ата́ А-дона́й мекадэ́ш ашаба́т.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и благоволил нам, наделив нас Своей святой субботой по любви и благосклонности - в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. И Своей святой субботой по любви и благосклонности наделил нас. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу.

Кидуш в субботу утром: (произносится над бокалом вина или над халой после утренней молитвы, до трапезы)

Им таши́в мишаба́т раглэ́ха асо́т хафацэ́ха бейо́м кодши́ векарата́ лашаба́т онэ́г ликдо́ш А-дона́й мехуба́д, вехибадто́ мэасо́т дерахэ́ха мимецо́ хэфце́ха ведабэ́р дава́р, аз титана́г аль А-дона́й веиркавти́ха аль бамотэ́й арэ́ц веаахалти́ха нахала́т Яако́в ави́ха ки пи А-дона́й дибэ́р.

Если в субботу удержишь свою ногу, отказавшись от своих дел в Мой святой день, и назовёшь субботу отрадой, почтя святость Г-спода, и почтишь её отказом от своих занятий, не ища себе дел и не говоря о них, то удостоишься блаженства в Г-споде. И возведу Я тебя на высоты земли, и насыщу тебя наделом Яакова, твоего праотца, потому что так изрекли уста Г-спода.

Вешаме́ру венэ́й Йисраэ́ль эт ашаба́т лаасо́т эт ашаба́т ледорота́м бери́т ола́м бэни́ увэ́н бенэ́й Йисраэ́ль от и леола́м, ки шэшэ́т ями́м аса́ А-дона́й эт ашамайи́м веэ́т аарэ́ц увайо́м ашевии́ шава́т вайинафа́ш.

И пусть соблюдают субботу сыновья Израиля, сделав субботу для всех своих поколений вечным заветом - между Мной и сыновьями Израиля, как вечный знак. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, а в седьмой день отдыхал и пребывал в покое.

Захо́р эт йом ашаба́т лекадешо́, шэшэ́т ями́м тааво́д веаси́та коль мелахтэ́ха вейо́м ашевии́ шаба́т лА-дона́й Элоэ́ха, ло таасэ́ холь мелаха́ ата́ увинха́ увитэ́ха авдэ́ха ваамате́ха увэмтэ́ха вегэре́ха ашэ́р бишарэ́ха, ки шэшэ́т ями́м аса́ А-дона́й эт ашамайи́м веэ́т аарэ́ц эт ая́м веэ́т коль ашэ́р бам ваяна́х байо́м ашевии́. Аль кэн бэра́х А-дона́й эт йом ашаба́т вайкадешэ́у.

Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней трудись и делай всю свою работу, но седьмой день - суббота Г-споду, твоему Б-гу: не совершай никакой работы - ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни чужеземец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и всё, что их наполняет, а в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его.

 

комментарии