Сегодня: 24 марта 2017 г. | 26 АдараI 5777 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

10 марта, 2017 - 14:24

Комментарии рав Шауль-Айзека Андрущака к недельной главе КИ ТИСА

В недельном разделе «Ки тиса» говорится о субботе «Между Мною и сынами Израиля знак это вовеки, что шесть дней созидал Господь небо и землю, а в седьмой день прекратил (созидание) и почил».

Вот это «почил», как я с удивлением обнаружил, многих смущает. Многих знатоков и ценителей литературного, но современного русского языка. Что-то им там мерещится не то. Кому могила. Кому лавры. У кого что. Я русский знаю слишком плохо, для того, чтобы мне подобная ерунда мешала. Мешает не само слово «почить», а то, как неточно оно в качестве перевода. Любое другое русское было бы так же неудачно. Дело в том, что в оригинале (וינפש), как пишет Раши «Все формы от этого корня являются производными от (имени существительного) נפש, душа; так как (человек) дает отдохновение своей душе и (переводит) дыхание, когда покоится от трудов». Т.е. на первый взгляд, «отдыхал» - самое то. Проблема в том, что ни для одного нормального русскоязычного человека «отдых» с духом, дыханием и, тем более, душой не ассоциируется. А ассоциируется с караоке и сидением в социальных сетях. Но это уже другая тема.

Вернемся к хитрому слову וינפש . Мы уже процитировали Раши, который объясняет, что оно происходит от  נפש – «душа» и дает объяснение, соответствующее прямому смыслу текста. В Талмуде (Таанит, 27б) из этого слова учат, что в субботу Всевышний дарует евреям «дополнительные души» (в буквальном переводе это звучит даже лучше: «ЛИШНИЕ души»). На самом деле, это не отдельные дополнительные души, а уровни наших душ, которые в будни никак не «проявляются», т.е. не оказывают влияния на нижние, проявляющиеся уровни души. А по субботам, когда все творение поднимается на более высокий духовный уровень – проявляются. С завершением же субботы, все возвращается к прежнему положению: дополнительная душа «изымается» у нас, т.е. перестает проявляться.

В Талмуде сказано, что душа (та часть, что проявляется постоянно) очень страдает (стонет и ой-вейкает!) , лишаясь своей дополнительной части.

Комментаторы Талмуда пишут, что наши, благословенной памяти, мудрецы, установили на исходе субботы вдыхать аромат благовоний (предваряя это подобающим благословением) как раз для того, чтобы хоть как-то утешить лишившуюся части себя душу. И так постановляет Альтер Ребе в своем Шулхан Арухе (ОХ, 297:1): «Ввели наши мудрецы обычай вдыхать аромат благовоний на исходе каждой субботы, чтобы утешить душу, страдающую на исходе субботы от разлуки с удаляющейся дополнительной душой. Поэтому утешают её и подбадривают ароматами».

Но вот что интересно, если на исход праздника приходится праздник (тот, который йом-тов), то благовониями утрату дополнительной души не занюхивают.  

Рашбам пишет, что это потому, что в йом-тов нам тоже дается дополнительная душа. Так что нечего оплакивать.

Тосафот на это язвительно возражают: а почему же тогда на исходе праздника аромат благовоний не установлено вдыхать? Поэтому Тосафот предлагают другое объяснение: в йом-тов положено вкусно есть и сладко пить. Что достаточно радует нашу душу и отвлекает её от понесенной потери. Альтер Ребе (ША, ОХ, 473:6) тоже приводит это объяснение.

Нужно понять: о чем же спорят Рашбам и Тосафот?

Точно не о том, дается ли дополнительная душа на йом-тов. Потому что в Зоѓаре (1, 81:2) прямым текстом текстом написано, что дается. НЕ о чем спорить.

Позицию Рашбама можно объяснить следующим образом (подкрепив ее словами РАНа в комментарии на Псахим, 102б): как отдых в йом-тов не такой полный как в субботу – переносить можно, готовить можно, так и раскрытие дополнительной души в йом-тов, хоть и имеет место, но под маленькое декольте, так сказать. Поэтому, когда на исходе субботы наступает йом-тов, потеря не так велика, чтобы душу нужно было приводить в себя ароматами благовоний. А, с другой стороны, на исходе йом-това потеря тоже не так велика. Т.е. йом-тов в таком случае служит чем-то вроде  «буферной зоны», делающей переход от субботы к будням достаточно плавным, чтобы исчезла нужда в таком сильнодействующем успокоительном, как благовония.

Т.о. получается, что спор между Рашбамом и Тосафот – о том, как глубока травма, наносимая переходом от субботнего состояния души к праздничному. По мнению Рашбама все достаточно хорошо, чтобы душу вообще не нужно было утешать. А по мнению Тосафот утешать-то нужно, но можно обойтись, для этих целей, праздничной едой и праздничным питьем. НЕ доводя до благовоний.

Очевидно, что это – внешняя канва спора. За которой стоит расхождение в понимании самого понятия «дополнительная душа».

Так Раши, в комментарии на Талмуд (Бейца, 16а, Таанит, 27б ) последовательно объясняет, что речь идет не о структуре души (как мы объясняли до сих пор, в духе хасидизма), а о расположении духа. О том самом пресловутом «душа развернулась». Которое достигается благодаря покою, вкусной еде и прочим радостям жизни. Конечно, душа может развернуься и под воздействием иных факторов. Но под другим углом. А нас сейчас интересует именно этот – комфортный.

Если предположить, что Рашбам и Тосафот принимают это определение Раши, то спор вот о чем: разница между субботним отдыхом и йом-товным – она количественная (100% работ запрещено или только 80%, условно говоря?) или принципиальная. Рашбам придерживается первого мнения и поэтому полагает, что потеря не столь велика, чтобы требовалось утешение. А Тосафот – второго. И поэтому советуют потерю заесть.

С Рашбамом и Тосафот, кажется разобрались. Можно вспомнить об Альтер Ребе. Который в своем Шулхан Арухе (ОХ, 491:1) пишет, что «в йом-тов у человека ВОВСЕ нет дополнительной души». Альтер Ребе – последний, кто будет спорить с Зоѓаром. Так о чем речь?

А о том, что по мнению Альтер Ребе (и, очевидно, по мнению Тосафот, как Альтер Ребе их понимает) есть принципиальная разница между субботним отдыхом и йом-товным. Отдых в йом-тов – это один из «технических» элементов празднования. Оказывающих влияние на человека и на состояние его духа. Создающих праздничную атмосферу у него на душе. А отдых в субботу – это следствие сущностных изменений, происходящих с душой с наступлением субботы.

Т.е., по Альтер Ребе, дополнительная душа в йом-тов – это состояние души, связанное с атмосферой праздника, а дополнительная душа в субботу – состояние души, связанное с изменениями в  сущности души (с тем самым раскрытием высшего ее уровня).

Обратим внимание на разницу в формулировке заповеди о субботе в нашем недельном разделе («Между Мною и сынами Израиля знак это вовеки, что шесть дней созидал Господь небо и землю, а в седьмой день прекратил (созидание) и почил») и в «десяти заповедях» («Помни день субботний, чтобы святить его...Ибо шесть дней созидал Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день. Потому благословил Господь день субботний и освятил его.»).

Коротко говоря, в «десяти заповедях» речь идет о субботе, как она сама по себе, а в нашей главе о субботе, как она воздействует на еврея и его отношения со Всевышним.

И о покое и отдохновении в этот день Раши пишет «Покой совершенный, а не покой условный, неполный (подобно тому, как святая святых означает святость в высшей степени, так и «суббота субботняя» означает покой в высшей степени, абсолютный, а не покой вынужденный, когда нет работы или когда человек обессилел, нуждается в отдыхе).» (31:15) и «Я избрал вас, дав вам в удел для покоя день покоя Моего» (31:13).

Т.е. в любой день, кроме субботы (включая йом-тов) отдых это не более чем отдых. Можно (теоретически) делать даже меньше, чем в субботу. Изменения останутся «количественными».

«Качественных» изменений не произойдет. А в субботу происходит изменение на уровне сущности души, человек получает дополнительную душу – וינפש.

Это по мнению Тосафот (как его понимает Альтер Ребе). А по мнению Рашбама, йом-тов это маленькая суббота («субботка») и в йом-тов происходит маленькое сущностное преобразование души.

И Альтер Ребе, когда пишет, что «в йом-тов у человека ВОВСЕ нет дополнительной души» имеет в виду, что в йом-тов нет никаких изменений в душе, подобных тем, что имеют место в субботу. И поэтому, в принципе, скорбящую душу и в йом-тов нужно было бы откачивать благовониями. Но раз уж есть праздничные удовольствия – обходимся ими. Чтобы служба медом не казалась.

Интересно (и предсказуемо), что Рамбам (Мишне Тора, законы субботы, конец 29-ой главы) вообще не упоминает никаких дополнительных душ. А обычай вдыхать аромат благовоний на исходе субботы объясняет тем, что душа страдает от расставания с субботой. И поэтому требует утешения и т.д.

Что характерно, Рамбам углубляется в смысл установлений только когда этот смысл имеет ценность и значение с законодательной точки зрения. Так что сразу возникает вопрос: какое законодательное значение имеет пояснение смысла обычая в данном случае?

Непосредственно перед этим Рамбам пишет о том, что на исходе йом-това не нужно вдыхать аромат благовоний (и соответственно, произносить подобающее благословение). А затем пишет о том, что на исходе субботы – да нужно, потому что душа страдает расставаясь с субботой. А расставаясь с праздником, получается, душа не страдает? Почему?

Из того, что Рамбам никак не объясняет разницу между субботой и йом- товом в этой связи, можно заключить, что разница не в ней. А в том, что, по мнению Рамбама, вдыхание аромата благовоний (и благословение перед этим) является не отдельным послесубботним обрядом, а органической частью обряда ѓавдалы (отделение субботнего от будничного), включающего в себя чтение ритуальных текстов, благословение над вином, благословение на огонь, благословение, собственно, «отделения» субботнего от будничного. И благословение над благовониями.

Поскольку, как пишет Рамбам в начале 29-ой главы законов субботы, освящение субботы по наступлении (кидуш) и на исходе (ѓавдала) должно содержать восхваления. А восхваления получаются только в приподнятом настроении. А тут душа страдает от расставания с субботой, вот мы её благовониями и подбадриваем. Без этого восхваления не получатся как надо!

Потому-то Рамбам и увязывает обычай вдыхания аромата благовоний с исходом субботы, а не с изъятием дополнительной души. Чтобы увязать его с ѓавдалой.

Ну и понятно, почему, в таком случае, по мнению Рамбама, если на исходе субботы наступает йом-тов, нет нужды в благовониях: поскольку наступает йом-тов, человек остается в радости – ему заповедано радоваться в праздник! А исход йом-това – не повод для ѓавдалы, а значит и для поддержания хорошего настроения.

(По мотивам беседы Любавического Ребе, «Ликутей сихот», т.31, стр. 191-199)

 

комментарии