Сегодня: 19 октября 2017 г. | 29 Тишрея 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

20 января, 2017 - 12:41

Комментарии рав Шауль-Айзека Андрущака к недельной главе ВАЭРА (обновленное)

Недельный раздел «Ваэра», практически, целиком посвящен истории пресловутых казней египетских. Их первой порции. В том числе — откровенно издевательской казни жабами.

Как сказано «сказал Господь Моше: Войди к фараону и скажи ему: Так сказал Господь: Отпусти Мой народ, чтобы они служили Мне. А если строптив ты отпустить их, вот Я поражу все твои пределы жабами» (Шмот, 7:26-27).

По поводу этих слов говорится в Шмот Раба: «И это то, о чем сказано «И превосходство земли во всем» (Коѓелет, 5:8)....сказал р.Аха бен р.Хананья: даже сущности, кажущиеся тебе как бы ненужными этому миру, такие как змеи и скорпионы, являются частью мироздания. Сказал Пресвятой, Благословен Он, пророкам: Вы что, думаете, что если не пойдете передавать мое послание, у меня не будет посланников? «И превосходство земли во всем» - Я могу сделать своими посланниками даже змей, и даже скорпионов и даже жаб! И знай, что это так: если бы не оводы, то как бы Пресвятой, Благословен Он, взыскал бы с эмореев? И если бы не жабы, то как бы Он взыскал с мицрим, ведь сказано « вот Я поражу и т.д.»

Спрашивается: что значит «если бы не жабы, то как бы Он взыскал с мицрим»?????

Жабы стали только одним номером из богатейшего меню б-жественных издевательств!

Не первым. (Как, например, оводы в случае с эмореями. Первый удар очень часто оказывается решающим. Хотя опыт второй мировой войны показал, что, слава Б-гу, не всегда. Про атаку оводов на эмореев, осуществленнe. из -за Иордана и вызвавшe. огромные потери, можно сказать, что без нее все было бы не так, но в Мицраим) первой казнью стало жуткое превращение воды в кровь — экологическая, психологическая, теологическая и, как водится, гуманитарная катастрофа несравненно больших масштабов, чем демографический бум у бесхвостных земноводных.

Не последним. Последним стала казнь смертью первенцев. Жуткая настолько, что ее поминать то лишний раз не хочется.

Не самым страшным. Не самым масштабным. Не самым эффектным. Даже насчет того, самым ли комичным можно поспорить.

Так что значит «если бы не жабы, то как бы Он взыскал с мицрим»?

Самое страшное, что могло случиться: было бы некруглое число казней. Ай-я-яй, конечно. Неполный парцуф, упаси Б-г и все такое. Но мы же не о том. А возможности или невозможности воздать мицрим, не прибегая к помощи жаб.

 Так были бы не жабы. А летучие мыши, например. Или землеройки. Или трубкозубы — меланхоличные обитатели африканских помоек. Тоже мне проблема!

Тем более, что Всевышний уже даже спрашивал Авраѓама и Сару: «Ужели для Господа недоступное есть?» (Берешит, 18:14). Была б на то г-сподня воля, и кофеварки бы напали на мирно спящих мицрим.

В Шмот Раба, процитированному нами выше пассажу предшествует следующий: «Говорят наши мудрецы: что за «И превосходство земли во всем»? Даже сущности, кажущиеся тебе как бы ненужными этому миру, такие как мухи, блохи и комары, и они — часть мироздания...».

Очевидно, не идентифицированные мудрецы и р.Аха бен р.Ханина говорят не об одном и том же. Мидраши не терпят дубляжей, простите за рифму.

В чем разница?

Пойдем по пунктам.

Первое. Когда мы говорим, что некие сущности являются частью мироздания и т. д., мы, не дай Б-г, не имеем в виду, что не будь это уточнено, подумали бы что те возникли сами по себе, а не по б-жьей воле. Подобное допущение было бы слишком нелепым. О чем же речь? Только о том, что если нам не очевидна польза от того или иного творения, означает только то, что мы чего то не догоняем. Но, на самом деле, все, абсолютно все, что создано Всевышним, создано Им во славу Своя и для нашей, людей пользы. Даже если мне, человеку, она совершенно непонятна.

Вот, например от  этой картины очень большая польза — она дыру в стене прикрывает.

А уж о пользе от мух, блох и комаров в нашу эру повальной экологической грамотности и говорить не чего. (А в их эпоху повальной экологической неграмотности ссылались, например, на то, что из мух и комаров делаются лекарства (см. ВТ, Шабат, 77б). Гомеопатия, упаси Б-г?).

Р.Аха бен р.Ханина добавляет, что сказанное верно и применительно к сущностям, которые, на обывательском языке, именуются (и являются, на том же уровне, по сути) вредителями. В частности, одни вредители спасают людей от других, еще более вредных и т. д.

И, в заключение, р.Аха напоминает о том, что есть вредители, которые, не просто, приносят пользу, а удостаиваются стать посланниками Всевышнего. А то и Его карающим мечом. Карающим жабьим мечом!

Если мы все правильно поняли, то непонятным остается следующее.

 Во-первых, если р.Аха приходит для того, чтобы добавить в разряд полезных тварей вредителей, то почему он упоминает жаб? Когда (до или после соответствующей казни) жабы вредили людям? Никакого вреда кроме пользы от них люди, вроде не видели?

Причем р.Аха накручивает «ДАЖе змеи, и ДАЖЕ скорпионы и ДАЖЕ жабы». После всех этих «даже, начинает казаться, что страшнее жабы зверя нет. Но так ли это? Вроде, нет...

Во-вторых, что за параллель между функциями пророков и вредителей? Вроде бы пороков Всевышний посылает для того, что сделать нам очередное последнее предупреждение, оберечь и спасти от кары? А вредителей насылает именно для того, чтобы накарка...в смысле, покарать! Хорошенькое импортозамещение: адвоката на палача!

Дело вот в чем. Всевышний, как известно, вообще никогда никого не наказывает. А , даже в самом худшем случае, только вразумляет и наставляет на путь праведности. Просто, до некоторых не достучаться иначе, чем проломив им череп в двух-трех местах.

Мицраим — вот из таких, остро нуждающихся в разрушениидооснованияазамтем объектов. Причем, что особенно интересно, ломать его, чтобы была польза, нужно было именно жабами («если бы не жабы, то как бы Он взыскал с мицрим??!!??»).

 Сейчас попробуем объяснить почему.

Мицраим, конечно, не колыбель язычества. Колыбель у всего одна — Святая Земля. Но Мицраим, безусловно, одно из основных гнезд.

Язычество бывает (было, пока чего то стоило) трех основных видов.

Вид первый. Вера в Б-га. Трансформированная, для удобства восприятия, в многобожие. Где «настоящий» Б-г — он старший. Папа. А остальные божки — его шестерки. И девятки. Фактически, речь идет о набожных людях. Готовых исполнять б-жью волю. Просто, нуждающиеся в божествах, с которыми можно интерактивно перетереть за жизнь. И то, что эти божества сделаны в Китае им не мешает вообще.

Вид второй. Те, что признают, что есть боги. И даже то, что есть некий старший бог. Но отказывающие даже этому старшему богу во всесилии.

Как это сформулировал один фараон, откликавшийся на настоящее индейское погоняло «Большой крокодил»: «"Мне принадлежит река моя и я (сам) сотворил себя» (Иехезкель, 29:3). Т.е. боги богами, а себя и свою реку он сотворил сам. Самоделкин.

Вид третий, Воинственные безжбожники. Отрицающие саму концепцию Б-га и божественного. Беспредельщики.

На первый взгляд, худший из вариантов - третий. К бабке не ходи.

Но если подумать, есть в позиции «Мне принадлежит река моя и я (сам) сотворил себя» некий изъян, превращающий ее в злейшее из зол (очень хотелось написать «злов», но не хочется злоупотреблять коверканьем русского языка, когда речь идет о серьезных вещах).

Дело вот в чем. Первые (многобожники), в Б-га, по своему, кривански, верят. И, по мере своего неразумения, стараются служить Всевышнему.

Атеисты, по крайней мере те, что буйные, идейные, хороши тем, что идея б-жественного задевает нежные струны их черных душ. Бесит их. Заставляет злодействовать. Сатанеть и т. п. Ведь не только от любви до ненависти один шаг. Но и от ненависти до любви! По правильному краю ходят сволочи богоборцы!

 А вот самоделкины существуют в мире, где Б-г, может и есть. А может его и нет. Но это неважно, поскольку Б-г сам по себе, а они со своими самодельными реками - сами по себе. И Б-г им не нужен и не интересен. Его можно и нужно игнорировать.

Что может быть страшнее полного разрыва с Б-гом, вызванного безразличием?

Творения, в целом, можно условно разбить на три категории, соответствующие трем уровням Неслужения Всевышнему, о которых шла речь выше.

Не секрет, что все, что сотворил Всевышний, Он сотворил к вящей своей славе.

В чем привящение славы г-сподней? В том, что человек смотрит на творение и приходит к выводу? Такое совершенство мог создать только ОН!

Соответственно, чем совершеннее творение и чем точнее оно вписано в окружающую ее среду, тем в большей мере оно соответствует своему предназначению,

Но это - с одной стороны. А с другой - «весь мир создан для меня». Для меня — человека. Для того, чтобы я мог использовать весь его в целом и каждый его элемент в отдельности для своего, уникального и единственнно интересного Всевышнему, на самом деле, еврейского служения.

А мне для моего служения критически важна свобода выбора. Вот такой я тонко организованный. В неволе пложусь, как не в себя, но не служу. Точнее служу, но получается служба. А нужно чтобы было служение. Которое получается только в условиях свободы выбора.

А чтобы обеспечить мне свободу выбора, остальные элементы мироздания должны не слишком выпячивать свою б-жественную природу. Мне она не должна быть очевидной. А то я подсяду на измену... короче говоря, не надо.

Неувязочка.

Которая развязывается, слава Всевышнему, благодаря ограниченности моего аналитического аппарата. Я смотрю и не вижу. И даже если мне объяснить и показать, почему/, например, мухи полезнее котлет и как в этом видна рука Творца, я пойму не до конца. А поверю не больше, чем на половину.

Но мудрецам этого довольно. И они говорят мне: мужик, открой глаза! Нет «бессмысленных» творений. Ибо у творения есть Творец. Все создано по замыслу Его и в идеальной гармонии. В том числе и язычники, верящие в своих смешных и бессмысленных божков.

Затем приходит р.Аха бен р.Ханина и добавляет: вышесказанное касается и вредителей. Типа змей и скорпионов. И атеистов, преисполненных яда «отрицания б-жественного».

Об этом и говорит Всевышний пророкам: «Вы что, думаете, что если не пойдете передавать мое послание, у меня не будет посланников? «И превосходство земли во всем» - Я могу сделать своими посланниками даже змей, и даже скорпионов и т. д.». Вы что, действительно думаете, что явственным доказательством б-жественного присутствия в этом мире могут стать только ваши путанные речи на, практически, никому непонятном литературном древнееврейском? А как насчет змеи, которая укусит кого нужно за куда скажут секунда в секунду в час Х? Или если то же самое проделает скорпион? А если скорпион, при этом, будет говорящим?

Да, есть некоторая разница между словами пророка и действиями змеи или скорпиона. Но э то — на внешнем уровне. А по сути? Если в результате и тут и там становится очевидным, что Б-г все-таки есть? Не все ли равно, каким образом это достигнуто? Увещеванием заслуживающих еще одного шанса или «наказанием» (воспитанием) лишившихся права на него.

Пока, пусть не без усилия, но можно рассмотреть пользу, которую приносит творение — оно исполняет свою функцию.

Вредное творение — туда же. Конечно с соблюдением мер безопасности. Но, в конечном счете, зло — это всего лишь добро со знаком минус. В модуле — те же яйца.

А вот индеферентная холодная квакающая хрень. Жаба. Ни пользы от нее никакой. Ни вреда. Отсвечивает, тварь. Реально, можно подумать, что и нет у нее никакого творца, настолько она никакая.

И вот мицрим были такими. Жабистыми. Они охотно прибегали к помощи высших и низших сил. Активно колдовали и т. п. И ни какого Б-га за всеми этими энергиями, с которыми игрались, не видели. Наоборот. Дело житейское. «Мне принадлежит река моя и я (сам) сотворил себя». Все сами.

 И тут к ним припираются жабы. Их собственные духовные близнецы братья. И при этом по ним видно, что они приперлись, чтобы исполнить волю того самого Творца, которого мы (они) договорились игнорировать — не ошибешься.

Вот тут пацанам и поплохело. Ибо стало понятно, что это — по их душу. И кина больше не будет.

Дело еще в том, что лягушки не просто приперлись. Они приперлись и давай демонстрировать чудеса героизма: бросаться грудями на амбразуры, таранить эшелоны, летать без ног и т. д. и т. п. Это жабы то! Это при  том, что остальные животные, привлеченные к осуществлению казней, вели себя естественно и склонности к героизму не проявляли.

И вот мицрим смотрят на жаб, безропотно лезущих в очаги и жаровни (в трактате Псахим (53а) сказано, что именно их пример воодушевил Хананью, Мишаэля и Азарью отправиться в печь и т.д.) понимают, что это намек на то, что предстоит им. И ломаются. Как шоколад в руке.

Вот-вот должен прийти Машиах. И мы станем свидетелями и участниками окончательного избавления, которое будет подобным первому. Подобным, но не идентичным. В этот раз всем будет только хорошо. В самом обыденном смысле слова. Никто не сломается. Ни один ребенок не расплачется..Слезы наворачиваются на глаза, от мысли о том, как будет хорошо.

 

комментарии