Сегодня: 19 октября 2017 г. | 29 Тишрея 5778 г
 

 

Еврейская община Киева

Опрос

Что для Вас синагога?:

Читать Тору

13 января, 2017 - 13:14

Комментарии рав Шауль-Айзека Андрущака к недельной главе "ШМОТ" (обновленное)

Моше, пытаясь от говорить Всевышнего посылать к сынам Израиля его, Моше, предлагает «Пошли через кого посылаешь» (4:13). На первый взгляд, Моше не предлагает никого конкретно. Кто угодно пусть идет, лишь бы Моше не пришлось делать это самому.

Ну, это на первый взгляд. А на второй мидраш (Леках Тов) поясняет, что Моше предлагал запустить в Мицраим Машиаха. Того самого, пришествия которого мы до сих пор ждем с минуты на минуту.

Но Всевышний это предложение отверг. И в Мицраим отправил именно Моше, как и собирался изначально.

Но само то, что Моше предлагал на свой пост кандидатуру Машиаха, со всей очевидностью свидетельствует о том, что, в принципе (в принципе!) Машиах на ту должность подходил. Ничего нелепого или неуместного в его выдвижении не было. Наоборот. В чем то он был даже предпочтительнее Моше (по крайней мере, по мнению самого Моше).

Теперь делаем следующий ход. Раз Машиах, как и Моше подходил, в принципе, на роль избавителя сынов Израиля из Мицраим, и только свободный выбор Всевышнего предотвратил их рокировку, значит у Моше и Машиаха есть что-то общее. Много чего-то общего. Много того чего-то из чего делают избавителей.

В другом мидраше (Шмот Раба) сказано «Моше — он первый избавитель. И он же — последний». И понятно, что речь не о том, что сам Моше явится в конце дней, чтобы разрулить всю эту кашу с Трампом, Асадом, Путиным и, не будь он рядом с ними помянут, Нони Мозесом. Почему не сам? Да потому, что Моше — из колена Леви. А Машиах должен быть (таков закон!) из колена Иеѓуды.

Что же тогда значит «Он же — последний избавитель»? Очевидно, то, что Машиах сможет справиться со своей задачей, в первую очередь, благодаря тому, что будет очень силен в Торе.  Поэтому именно эту деталь Рамбам (единственный, удостоившийся систематизировать законы Машиаха) отмечает первой. А Тора — это Тора Моше.

\Иными словами, Машиах сможет принести нам избавление благодаря Тому, что Мош            е получил для нас на Синае Тору и т. д. (А не то, что он вывел нас из Мицраим, как вы уже, наверняка, подумали!)

На связь между Машиахом и Моше указывают и гематрии (ооо! Гематрии! Каббала!). Гематрия слов «придет Шило» (это о Машиахе, Берешит, 49:7) равна гематрии слова «Машиах». А гематрия слова «Шило» - гематрии имени «Моше».Т.е. Шило — это, в некотором смысле, Моше. А пришествие в Шило — Машиах. Т.е. Машиах — это раскрытие  Моше на новом, явственном («поверхностном», в хорошем смысле слова) уровне.

К этому добавим, что есть известная беседа Шестого Любавического Ребе, Ребе Раяца, в которой он объясняет, что гематрия слова «придет» равно гематрии слова «один». А сумма гематрий  слов «один» и «Моше» равна гематрии слова «Машиах». И что это означает, что приход Машиаха станет результатом служения, направленного на выявление б-жественного единства, как оно выражается и проявляется в Творении. Силы на такое служение мы получаем от Моше. И в результате (Моше+единство, «один») приходит Машиах. Арифметически!

Попробуем понять, как оно работает.

 Изначально Всевышний создал мир совершенным и идеальным. А потом Адам с Хавой пошалили (грех «Древа Познания») и все испортилось. Через некоторое время Всевышний даровал еврейскому народу Тору. И мир, в честь этого, опять был возвращен в свое исходное совершенное и идеальное состояние. Но евреи поспешили согрешить грехом золотого тельца и все опять пришло в состояние руин. Следующая остановка — приход Машиаха. Когда мир в третий раз вернется в совершенное и идеальное состояние и не даст больше ничего испортить.

Как объясняется в учении хасидизма, любое «падение», на самом деле, является всего лишь предварительным, подготовительным этапом следующего «подъема». По определению, бОльшего, чем предыдущий «подъем», за которым последовало «падение».

А коли так, то получается, что в результате дарования Торы мир поднялся на более высокий уровень совершенства и идеальности, чем тот, на котором он находился после шести дней творения!

А также очевидно, что совершенство мира, которое возникнет во времена Машиаха, будет превосходить то, что возникло в момент дарования Торы.

Причем превосходство нового свершения в сравнении с предыдущим касается как уровня б-жественного света, изливающегося в мир, так и уровня служения сынов Израиля.

Как мы наглядно видим на примере дарования Торы. И до нее были заповеди и было исполнение заповедей. Но разве можно сравнивать вообще?!

 Ну и что там говорить о разнице в уровне служения самих сынов Израиля до и после того, как они стали избранным народом (и царством священнослужителей)?????? Факт: даже «падение» (грех поклонения золотому тельцу) не смогло толком повлиять на новый уровень евреев. Так и остались б-гоизбранными и высокодуховными. Несмотря на то, что замарались.

А о временах Машиаха сказано в святой Тании (гл.36), что то, чего евреи удостоились во время дарования Торы (включая способность видеть проявления святости материальным зрением)), было лишь слабым подобием того, чего мы удостоимся с приходом Машиаха. После того, как он покажет нам, как на самом деле нужно учить Тору.

Это будет настолько качественно новый уровень и раскрытия самой Торы (как объекта) и нас, как изучающих ее (субъектов), что пророк не находит других слов, кроме как «новый завет», «новая Тора». И невольно сбивает с толку поколения и поколения язычников, которые понимают их дословно и носятся со своими фейковыми «новыми заветами».

Наиболее полное представление о масштабах предстоящего «подъема» дает глубина «падения».

Вспомним, какие ужосы пришлось пережить сынам Израиля в Мицраим, пока за ними не пришел Моше. Ну так и подскочили они со своего дна к подножию горы Синай! Всего за пятьдесят дней!

История нашего изгнания длится, как минимум, в десять раз дольше, чем их. Тяготами и лишениями мериться не будем, но, если говорить откровенно, то мы натерпелись гораздо больше...

Вспоминаем об этом только для того, чтобы прикинуть, как высоко нас забросит вот-вот. Голова бы не закружилась в решающий момент!

И понятно, что смысл «падения» не только и не столько в создании «места для разбега». А в том, что наши усилия, прилагаемые там, на дне, трансформируют и мир и нас самих, поднимая нас, выталкивая вверх и возвышаясь параллельно с нами.

По поводу вышеупомянутого служения на уровне раскрытия б-жественного единства, как оно проявляется в творении, есть известный вопрос. Почему в «Шма» сказано, что Всевышний «один», а не «единственный»? Разве «единственный» не точнее передало бы идею монотеизма, чем «один» (подразумевающий каких то вторых и третьих и четвертых т. д.)?

Ответ незамысловат. Подлинное единство Всевышнего проявляется не там, где нет никого и ничего, кроме него. А там, где есть множество творений, уровней творения, миров и т. д. И во всех них проявляется и явственно ощущается  то, что все это — единое целое проявление единого и единственного Творца.

Слово «один» в еврейском языке состоит из трех букв. Гематрия первой из них — 1. Второй — 8. Третьей — 4. В мидрашах объясняется, что это намек что во всех четырех измерениях, на всех восьми уровнях творения (семь небес и этот мир) должно чувствоваться и проявляться, что Г-сподь один. Как? До поры, до времени, через Шма еврея. А когда придет Машиах — увидим все это глазами. Не прилагая для этого никаких усилий. Впрочем, отсутствие необходимости прилагать усилия, как мы знаем, это совсем не сахар. Если подумать.

Мир, пока не пришел Машиах, устроен таким образом, чтобы скрывать б-жественное присутствие. И только евреи, посредством исполнения заповедей и изучения Торы, разгоняют завесу этого сокрытия. И выявляют истинную духовную природу мироздания.

Причем Тора является не только инструментом преобразования мира, но и, в первую очередь, источником сил на его преображение. Мидраши объясняют, что непосредственно в момент дарования Торы наш мир, в своем «самоощущении» перестал существовать. Осталась только творящая его б-жья воля. Это быстро прошло. Но осадок остался. Память осталась. Мир не только помнит это состояние самоотреченности, небытия, но и стремится к нему. Как мы, потомки Адама и Хавы, инстинктивно стремимся в Эдемский сад, где было так хорошо. И вот это подсознательное стремление мира позволяет нам, понемногу, потихоньку, двигать его в направлении его мечты, не встречая реального сопротивления.

Вот так мы сделали полный круг и вернулись туда, где начали: «Моше» (дарование Торы) и «один» (служение направленное на раскрытие б-жественного единства в мире) дают в сумме (гематрий) Машиаха. Т.е. совместные усилия Моше и всех последующих поколений сынов б-гоизбранного народа естественным образом приводят к приходу Машиаха. Делая его неотвратимым, что и зафиксировано Рамбамом в самом начале законов Машиаха: он не может не прийти.

Сходство между Моше и Машиахом в том, что и на одного и на другого была возложена обязанность вытащить еврейский народ из глубин «падения», но вершину «подъема».

Разница же между ними в том, что «подъем», которым командовал Моше, предполагал после себя следующее «падение» (как ни пытался Моше предотвратить подобное развитие событий, пробивая себе право вступить в Землю Обетованную), а Машиах подобьет бабки окончательно. И там, где он пройдется, срывов больше не будет.

Лето, говорит поэт (?), это маленькая жизнь. А человек — это маленький мир.

Каждое утро, просыпаясь, мы словно «новое творение». Мы начинаем день с того, что идем в синагогу, учим хсидус, молимся, затем читаем псалмы, учим Мишну, пару листов Талмуда. И только после этого, усталые, но довольные, идем завтракать. А затем — на работу.  И уже до вечера, с короткими перерывами на молитву и учебу. До вечера, когда перед сном (уходом в условное небытие) еврей или еврейка подводят итоги прошедшего дня и готовятся к следующему.

Действующая модель мироздания: возникаем -  зачерпываем сил в Торе — воздействуем, благодаря зачерпнутому,  на окружающий мир —провозглашаем принцип б-жественного единства (Шма перед сном) и, наконец, перестаем быть, чтобы на утро «возникнуть» заново, для служения на уже новом уровне.

Вот-вот придет Машиах и все это растолкует гораздо более удобоваримо, чем я. По этому мы его и узнаем!

комментарии